6 апреля 2016
День учителей МХК, музыки и ИЗО Москва
Педагогический марафон 2016
На уже упомянутой лекции собрались по большей части учителя рисования, те, кого интересовали практические вопросы в преподавании. Тема так и звучала: «Как увлечь детей искусством. Практические советы». Ольга Ахметьева занимается с непростыми детками, у многих из них диагноз аутизм или синдром Аспергера. К таким ученикам нужен особый подход, особое внимание. Свою работу Ольга считает своеобразной арт-терапией, через которую можно и общаться, и решать многие детские проблемы. Преподаватель рассказала, что, встречаясь с учениками, она не диктует им собственные правила, а следует за их интересами, желаниями, вплетая между непосредственной деятельностью рассказы об истории искусств, о различных направлениях в искусстве. При этом старается объяснять, что именно (социальная, историческая ситуация, открытия и изобретения, события и др.) стало причиной возникновения чего-то нового. Уроки Ольга проводит в основном в виде пленэра, кроме того, водит ребят в музеи. Рассматривая работы учеников, учитель их много хвалит и обязательно обсуждает результаты творчества. Ольга Ахметьева считает, что детям нельзя ставить рамки, нельзя лишать их каких-то инструментов и материалов для творчества.
- Если они хотят, пусть рисуют фломастерами! - говорит педагог, вспоминая, как сама сталкивалась с подобными ограничениями в детстве.
Параллельно разговор велся об уроках музыки. Кандидат педагогических наук, методист издательства «Просвещение» Нелли Суслова в соседней аудитории проводила занятие на тему «Дидактические игры на уроках музыки: придумываем сами». Как можно понять из названия лекции, речь шла об использовании на уроках игр. Специалист обратила внимание коллег на то, что каждому возрасту присущи свои игры. Так, младенческое игровое манипулирование с возрастом переходит в предметные и сюжетно-ролевые игры, позже начинается режиссерская игра, потом игры по правилам, динамические игры и так далее. В педагогической практике используются более ста видов игр, среди которых - игры на развитие, игры по методике, игры в телеформате, психологические и другие. Нелли Суслова с коллегами выявила эту классификацию на основе анкетирования. Методист предлагает продумывать образовательную деятельность, исходя из структуры урока, выстраивая разные формы и методы и руководствуясь возрастом учеников.
О детях и музыке велся интересный, почти философский разговор с обозревателем Радио России, музыкальным критиком Артемом Варгафтиком. Свою тему он обозначил: «Классическая музыка и «потребительская психология»: пересечения и параллели». Известный критик подчеркнул, что музыка приобретает смысл лишь в контексте окружающей жизни.
- Зачем вообще вовлекать людей в музыку? - спросил он присутствующих.
И посыпались ответы: для достижения духовности, для понимания эстетики, для развития разных полушарий, для забавы… И действительно, многие учителя отмечали, что дети не понимают для чего нужна классическая музыка. Как рассказать ученикам о музыке? - интересовались присутствующие. Варгафтик предложил разные способы пробуждения в ребятах отклика и интереса. Например, вплетать рассказы о музыке в другой учебный материал. Рассказывая об истории, можно упомянуть о том, как звучала тогда речь, какая музыка рождалась и как она жила в определенных условиях. То же самое возможно и в других дисциплинах, ведь музыка - большая часть культуры времени и места людей, она и отражает происходящее. В финале возник еще вопрос: существует ли правильное восприятие музыки и правильные ответы на вопросы, возникающие при ее слушании? Артем Варгафтик подчеркнул, что правильные ответы все, но каждый из них не единственно верный - вот что нужно понимать. Смешивать объективные знания об авторе или о конкретном произведении с субъективным восприятием музыки нельзя. Времена, когда заучивание субъективных суждений именитых личностей было нормой, прошли. Совет Варгафтика: при разговоре о музыке, опираться на жизненный опыт, который имеется у конкретной аудитории.
Любое обучение строится на опыте. Любовь Савенкова - член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», лауреат премии правительства РФ в области образования, - говорила об активной деятельности детей в искусстве и об интеграции разных видов искусств. Любовь Григорьевна - один из авторов УМК «Изобразительное искусство. Интегрированная программа», которые издает объединенная издательская группа «ДРОФА - ВЕНТАНА-ГРАФ». В процессе лекции «Проектно-исследовательская деятельность по изобразительному искусству- как ресурс реализации требований ФГОС», специалист ссылалась на эти издания. В своей работе Савенкова с коллегами систематизировали исследования, разделив обучение детей искусству на три направления: экологичность сохранения природы ребенка; освоение региональных традиций, а также полихудожественное воспитание. Опираясь на эти направления, а также на возрастные особенности, были составлены программы для всех классов. Пятиклассников, например, предлагается погружать в специфику и историю ИЗО, шестиклассникам - развивать представления об окружающем мире и формировать понятия о процессах. Учеников седьмого класса, по мнению составителей, займет связь ИЗО с наукой, мотивы природы, пространственное расположение предметов в природе, а также роль ИЗО в мультфильмах, кино и театре. Учитывается также и психологический фактор при работе с детьми. Важный метод педагогической деятельности - проектирование, - напоминает Савенкова. Кроме того, на уроках должны отражаться наиболее интересные темы, возникать дискуссии. Интеграция искусств, по опыту Савенковой, дает хорошие результаты.
На следующей паре можно было не просто поговорить об искусстве, но и увидеть процессы, результаты и даже сделать что-то самим. У Ирины Борисовны Поляковой, руководителя структурного подразделения гимназии № 1597, старшего преподавателя МИОО, старшего преподавателя Центра непрерывного художественного образования (руководитель Неменский Б.М.), учителя изобразительного искусства гимназии № 1597 на лекции «Использование ЭФУ в процессе преподавания изобразительного искусства» получился настоящий мастер-класс. Прямо во время занятия четыре девочки создавали свои поделки, ученицы постарше пришли в созданных ими народных костюмах (это реализованные ими проекты), а присутствующие учителя могли поработать в режиме онлайн в электронном учебнике, проходя тесты по знанию узоров Гжели и Хохломы.
Настоящим праздником для учителей музыки стала встреча с тренером, актрисой, певицей, преподавателем Школы-студии МХАТ, лауреатом национальной премии в области журналистики «Золотой Лотос» Тиной Георгиевской, человеком, способным зажигать и вдохновлять окружающих. Стоит отметить, что этот лектор является автором и ведущей многих тренингов: Искусство управления голосом. Звучащая речь; Власть голоса. Владение голосом и выразительность речи - для профессионалов; Голосовой код. Голос, как имидж; Аудио-визитка. Голос для телефонных переговоров; Тренинг выразительности речи. Интонации и тембры; Королева говорит! Женственность через голос и других. Тема сегодняшней лекции звучала так: «Экология голоса: как его сохранить, вылечить и настроить». На повестке встал вопрос: что мешает звучать? И тут же эта тема была раскрыта практически. Тина Георгиевская показала присутствующим их основу - голос, который отражает часть своего «Я». Потом она предложила множество упражнений для раскрытия, развития голоса, снятия зажимов и напряжений в гортани, для лечения и восстановления голоса. Являясь ученицей Александры Николаевны Стрельниковой, Тина подробно рассказала, на что нужно обращать внимание при занятиях по системе мастера. Кроме того, Тина напомнила о важности правильного выстраивания тела и о смехе, как способе раскрепощения, работы с диафрагмой и просто достижения хорошего настроения.
Несмотря на то, что организаторы Дня учителей МХК, музыки и ИЗО выстроили программу по параллелям, где планировалось собрать педагогов по предметам, кажется, многие лекции были интересны независимо от профессиональной необходимости. Во всяком случае, в каждой из аудиторий встречались разные предметники. Все они активно обсуждали не только происходящее на Марафоне, но и другие школьные процессы. Видимо для этого и стоит собираться ежегодно на подобные мероприятия.
Ольга Хотимская