10 марта 2016
Уважение к ребенку может быть только авторским Москва
События дня. Видеоблог
Принцип уважения к ребенку декларируют многие. Но в школьной реальности есть зазор между декларацией принципа уважения к ребенку и реальным уважением. Такова цена необходимости работать с целым классом: личности непросто складываются в коллектив.
Педагогическое знание Шалвы Александровича, закрепленное в его книгах-бестселлерах, в беседах с педагогами по всей стране, в работе на кафедре Московского городского педагогического университета дает нам внутренний простор, умения для реально уважительного отношения к каждому ребенку. И главное знание, что уважение к другим рождается из авторской позиции каждого из нас. Если мы творцы, то и учим мы по-другому: распознаем, поддерживаем, развиваем творчество в каждом ребенке, спасая тем самым ребенка от схем, от манипуляторной педагогики.
Учрежденное в эти дни Общество русской словесности во главе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом немедленно предложило создать единый список литературы, рекомендуемой для изучения в школе. Задача - формирование единого духовного пространства страны.
Сколько раз мы за свою историю спотыкались об единые списки и о задачу создать единое образовательное пространство страны? Теперь с помощью списка рекомендованной детям литературы, нам взрослым хочется создать единое духовное пространство страны… Как ни странно, такие идеи - всегда в противоход с принципом уважения к личности ребенка. Как уважение к ребенку может быть только авторским, так и список рекомендованной литературы может быть только авторский. У каждого взрослого свой. У каждого педагога свой. С тем, чтобы и каждого ребенка был свой путь в духовную культуру.
Еще одно сообщение сегодня про эту же проблему - про проблему манипуляторного потенциала незрелой педагогики, некомпетентного воспитания на фоне большой уверенности взрослых в своей правоте, которую требуется пересадить в головы и души детей: согласно сообщению из Ярославля оказывается, что убегающие из дома дети бегут в основном из благополучных семей. Из 331 убежавших в прошлом году из дома подростков, только 8 проживают в социально опасных семьях. Остальные дети покидают в основном благополучные семьи.
Мы легко встаем в позицию учителя вооруженного общими принципами «правильного-неправильного», забывая, что уважение к ребенку может быть только авторским.