Рейтинг@Mail.ru

16 апреля 2014

16 апреля — День школьной администрации РФ

Педагогический марафон 2014

Директор Центра образования «Царицыно» № 548 города Москвы, главный редактор журнала «Управление школой» Ефим Рачевский прочитал лекцию «Кадровая стратегия современной школы».

- Коллеги, сегодня мы единственная европейская страна, где дети учатся шесть дней, где каникулы длятся три месяца и где старшеклассники изучают 19 (!) предметов. Но все меняется, и у нас тоже. Еще 15 лет назад, когда в школу приходил учитель устраиваться на работу и приносил с собой пухлую трудовую книжку, о нем говорили «летун». А сейчас, если претенденту за 40, и у него в трудовой книжке только одна запись, директор начинает сомневаться: а есть ли у этого педагога амбиции, стремление к профессиональному росту? Когда-то была проблема с заполнением штата в образовательном учреждении, сегодня такой проблемы нет. Есть проблема качества учителей. У меня в школе две свободных вакансии - учителя истории и физики. На первую - 29 претендентов, на вторую - 11. Причем, это педагоги не только из Москвы, а из самых разных мест: Иркутска, Улан-Удэ и даже Киргизии.

Означает ли это, что вопрос привлечения и удержания лучших педагогов для директоров не стоит? Нет, конечно. Высокопрофессиональные педагоги тоже выбирают школы, и этот выбор, как отметил Рачевский, определяет не только уровень зарплаты. По наблюдением Ефима Лазаревича, для современных учителей важно, насколько ученики замотивированы на образование, интересно ли им в школе, какие у них выстраиваются взаимоотношения с учителями, с администрацией.

- Ко мне в школу пришел учитель истории, замечательный педагог, лауреат многих конкурсов и очень обаятельный человек, - продолжал Ефим Рачевский. - Он думал о переходе к нам, но никак не мог принять решение. Дело в том, что этот учитель жил на другом конце города. А что его убедило? Он увидел, что дети ведут себя в школе свободно, не встают, когда мимо проходит директор, могут запросто подойти ко мне и задать какой-нибудь вопрос, например, почему задерживается выход школьного альманаха. Все эти изменения влияют на кадровую политику школы.

А влияют ли они главную цель российского образования? И в чем эта цель состоит сегодня? Свое видение изложил руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина в лекции «Педагогический коллектив - это совокупность или система?»

- Для себя я сформулировал миссию образования так: формирование отношения человека к миру и к себе в этом мире, начал Исаак Иосифович. - А ключевая характеристика этого отношения состоит в том, какую позицию занимает человек. Одни люди занимают позицию «мне кто-то (мир, другие люди) что-то должен». А другие считают, что мир, приняв их, уже полностью с ними рассчитался, и теперь задача человека думать, чем он может быть полезен миру и людям. Сформировать подобное отношение не может совокупность учителей. Это может сделать только педагогический коллектив, в котором, говоря на языке математики, пересечение ценностей отдельных членов учительского сообщества не образует пустого множества.

Из зала спросили:

- Если так важно формирование отношения к миру, почему тогда при составлении рейтингов школ учитывают только учебные результаты и игнорируют воспитательные?

Ответ:

- Разработка критериев воспитательной работы идет давно, но до сих адекватные критерии не удалось создать. Все, что предлагается, оказывается неточным, слишком субъективным либо легко поддающимся фальсификации. Введение подобных критериев привело бы только к росту не нужной отчетности и скорее бы навредило, чем помогло бы развитию воспитательных практик… Именно по причине важности задачи формирования отношения человека к миру надо быть очень осторожным с ведением измерительных процедур в этой сфере, чтобы не дискредитировать саму задачу. Но работа над этим продолжается. И если кому-то удастся создать диагностический инструментарий, сравнимый по достоверности с оценочными методиками, которые применяются при оценке учебных результатов, это будет очень ценный вклад.

Практическая часть дня прошла живо и активно. Мастер-класс доктора психологических наук, директора Университетской школы МГПУ Сергея Степанова и психолога, заместителя директора Университетской школы МГПУ Евгения Кремера «Сценарирование сотворческого педагогического совета: зачем и как?» прошел в формате совместного составления сценария педсовета по проблематике, выбранной самими участниками. Волнующую проблему нашли быстро: трения в отношениях учителей, родителей и учеников. Для подготовки сценария ведущие предложили воспользоваться культурным аналогом. То есть взять любой культурный феномен, например, сказку, миф, ситуацию из художественной литературы или произведения искусства, где на уровне образов и развития сюжета просматривалась бы аналогия с проблемой. Педагоги вспомнили многое, остановились на сказке «Репка»: там никак не удавалось добыть «результат». В образах собаки и кошки усмотрели антагонизм между учителями и родителями; в образе мышки многим виделся ученик, которого порой воспринимают как маленького, хотя от него зависит успех всего дела. К чему все это? Культурный аналог помог раскрепостить мышление участников, и дальше на всех этапах сценанирования педсовета учителя активно включались в разработку, предлагая свои варианты ходов и решений. Например, после выделения ключевых проблем в отношениях родителей и учителей кто-то предложил родительские проблемы «отдать» на обсуждение учителям, а учительские - родителям. Для этапа обсуждения был предложен метод «автобусной остановки», когда участники педсовета, разделившись на группы, передвигаются по станциям, обсуждая разные проблемы, а затем делятся идеями. В целом, все получили удовольствие от мастер-класса.

- Такая методика, - отметил Евгений Кремер, - помогает ощутить ценность каждого отдельного педагога, родителя и ученика - все объединены общим замыслом, который создается совместными усилиями.

С новиками издательств участников марафона знакомили редакторы и методисты издательств. Так заместитель генерального директора издательства «Легион» Сергей Махненко на лекции «Организация мониторинга учебных достижений обучающихся в системе внутришкольного контроля» говорил:

- Мы рассматриваем мониторинг не как административную надстройку, которая должна помочь оценить работу педагогов и приять какие-то меры, а как часть органического образовательного процесса. Помимо диагностической функции мониторинг несет в себе обучающую и развивающую. Это достигается как за счет особых заданий, так и за счет особой организации работы. В частности, у нас есть так называемая форма отсроченного контроля, когда уровень освоения знания проверяются спустя определенное время после проверочной работы. И оказывается, что написанная на отлично контрольная отнюдь не гарантирует прочного усвоения учебного материала, поскольку ученики зачастую настроены на временные усвоение. Увидев это, учитель начинает лучше осознавать значимость настроя и психологических установок детей в отношении школьного обучения.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон