Рейтинг@Mail.ru

3 апреля 2014

2 апреля — День учителя химии РФ

Педагогический марафон 2014

На экзаменах, которые можно считать аналогами наших ГИА и ЕГЭ, школьники выбирают также и формат теста, соответствующий пройденному уровню, но могут (внимание!) сдать экзамен в разных вариантах и использовать в дальнейшем тот, на котором получены лучшие баллы. При этом результаты единого экзамена и в Великобритании, и в Америке уже давно не считаются главными итогами обучения, так как понятно: во время сдачи тестов дети теряются, часто не могут продемонстрировать все, на что способны. Поэтому во многих школах дети сдают еще и локальный, устный экзамен.

Вопрос о необходимости проведения единого тестирования все чаще встает в США. Сегодня только половина штатов признает его обязательным. Потому что главной целью системы образования считается… учение с удовольствием. И педагоги стараются сделать все, что в их силах, чтобы это было действительно так. Учитель там выступает скорее в роли аниматора, чем инструктора.

Школьники, которые не связывают свое будущее с химией, изучают ее на уровне экспериментов, вербального их описания, а сам предмет преподается как часть единого курса естествознания.

В Америке издан учебник этого курса на 690 страницах. Первая формула химического вещества там можно встретить лишь на… 528 странице! Зато исследованиями можно заниматься каждый день, планируя свой эксперимент, анализируя его результаты и оформляя их в итоговый текст.

При этом технике безопасности отводится повышенное внимание: на практикумы каждый приходит в белом халате и перчатках, хотя химические вещества используются самые обыкновенные, с которыми каждый из нас сталкивается в быту (кислоты - лимонная или уксусная, щелочи - моющие средства и т.д.).

Исследования чаще всего проводятся в малых группах, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом, ведь это очень важно для жизни каждого человека, независимо от его будущей профессии. На теоретических занятиях учителя используют игровые технологии - они делают работу веселой и интересной.

Чтобы получить отметку за проведение исследовательской работы, старшеклассник сначала выполняет индивидуальные практические задания, выбирает самое лучшее из них и на экзамене пишет контрольную работу, состоящую из двух частей. В первой - отвечает на вопросы по своей работе (той, которую он выбрал). Во второй - сравнивает свои результаты с похожим экспериментом. Первая часть проводится в родной школе, максимальное количество баллов за нее 20. Вторая часть организуется в специальных экзаменационных центрах и оценивается из 30 возможных баллов.

Елизавета Борисовна увлеченно, со знанием дела продолжала рассказывать об особенностях преподавания химии в двух хорошо знакомых ей странах. А зал периодически начинал «гудеть», реагируя на ее слова. «Реакцию достаточно описать словами, не зная ни одной формулы» - прокатился ропот. «Все примеры берутся из бытовой химии» - гул…

В соседних залах шла презентация современных учебников по химии и методических разработок.

От издательства «Экзамен-Медиа» о работе с интерактивными учебными пособиями серии «Наглядная школа» версии 3.0 на уроках химии рассказывал учитель ГБОУ СОШ № 384 г. Мос­ква, кандидат химических наук Александр Микитюк. На экране демонстрировались кадры учебника, позволяющие легко найти нужную информацию, просмотреть демонстрацию лабораторных и практических работ, ответить на вопросы для самопроверки.

Учитель химии московской школы № 57 Елена Стрельникова рассказала о направлениях совершенствования контрольных материалов в тестовой форме, о которых она написала в своей недавно изданной книге. Елена Николаевна уверена, что каждый педагог обязан уметь самостоятельно составлять вопросы и задания для тестирования, ведь никто лучше самого учителя не знает, как нужно проверять результаты его работы. По ее мнению, сегодня педагоги находятся в очень трудной ситуации: от них требуют развивать универсальные умения и компетенции, обязательно демонстрировать это проверяющим. А как же химия? Про нее можно совсем забыть? Именно это происходит на некоторых уроках. Как пример такой ситуации она привела притчу о сороконожке, которую однажды попросили объяснить, как она ходит; та задумалась и… не смогла двигаться дальше.

Правильно составленные тесты, их умелое использование могут стать инструментом диагностики стратегии учеников в обучении. Для этого тесты должны составляться учителем, в них обязательно использование различных видов деятельности, на применение знаний в измененных ситуациях, а не только заданий на воспроизведение.

В перерыве мы пообщались с одним из гостей Марафона - Олегом Колясниковым, преподавателем химии в специализированном учебно-научном центре МГУ. Я спросила его, нужно ли обучать знанию формул и правилам записи химических реакций всех школьников. Олег Владимирович уверенно сказал, что это необходимо только для тех ребят, которые связывают свое будущее с этим предметом; дети-гуманитарии не могут запомнить формулы, у них по-другому формируется память - образами, картинами.

В то же время Лилия Кузнецова - кандидат педагогических наук, автор УМК по химии, - уверена, что, используя правильные методические приемы и хорошие учебники, можно на глубоком уровне научить каждого. Свою позицию она обосновала на лекции «Технологии и методические приемы современного учебного процесса в свете государственных стандартов второго поколения». Для этого полезно использовать системно-деятельностный подход: сначала создать образ реакций, а потом помочь ученикам понять, представить процессы, идущие в микромире, мире атомов и молекул. Передача информации многими понимается очень примитивно: учитель объясняет, ученик слушает, воспринимает и запоминает... Но это не так. Можно принести коню ведро воды, но вы никогда не сможете его заставить пить. Поэтому учитель должен организовать учебно-познавательную деятельность, тогда его ученики смогут понять материал и пользоваться полученным знанием в дальнейшем. К сожалению, разработанный Лилией Михайловной учебно-методический комплект до сих пор не издан, хотя прошел все уровни рецензирования и получил одобрение...

Параллельно проходила лекция «ФГОС второго поколения. Химия и естествознание: альтернатива или интеграция» Олега Габриеляна - профессора, автора линии УМК по химии и естествознанию, которая вышла в издательстве «Дрофа». Он представил свои учебники и объяснил коллегам, как важно быстро их освоить: часов на химию в общеобразовательных школах выделяется все меньше, учителя могут остаться без работы; большинство учителей химии могут вести естествознание, но этому нужно и можно научиться. Как? Олег Сергеевич пригласил всех стать слушателями его нового заочного курса повышения квалификации, открытого в педагогическом университете «Первое сентября» для учителей химии. И обрадовал гостей: самоучитель учителя естествознания уже написан и вывешен для бесплатного пользования на сайте издательского дома «Дрофа». Заходите, скачивайте и пользуйтесь!

Среди множества прочитанных в этот день лекций, успешно прошли творческие лаборатории учителей химии Татьяны Журавлевой (Санкт-Петербург, школа № 309, тема «Различные виды упражнений по химии для закрепления материала и контроля»), Светланы Политовой (Москва, школа № 1352, тема «Ресурсы медиасреды как одна из новых форм обучения химии») и Т.М. Киселевой (Москва, ГБОУ ЦО № 171, тема «Изучение избранных тем школьного курса химии с помощью интерактивной игры «Выставка»). Учителя делились с коллегами находками в придумывании игр, составлении динамических презентаций, использовании других средств для проведения интересных уроков и помощи школьникам в освоении программы. Более подробно об их опыте можно прочитать в журнале «Химия» издательского дома «Первое сентября» - там же вы найдете и сами презентации, которые сразу можно использовать в работе.

Ольга Леонтьева
Повышение квалификации

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон