18 апреля 2013
17 апреля — День школьной администрации Москва
Педагогический марафон 2013
Однако помимо очевидных требований, адресованных школе этими сторонами, есть и неочевидные.
Например, со стороны администрации есть отчетливый запрос на неконфликтность.
- Хорошая школа не создает проблем. С ней нет конфликтов, потому что всякий конфликт является потенциальной угрозой для благополучия начальства, - сказал Ефим Рачевский. - А родители сегодня какие пошли? Чуть что не так - хлоп письмо, и сразу Путину. А это начальству - нож острый.
Но там, где нет конфликтов, нет и развития. Однако ситуация бесконфликтности транслируется сверху донизу: целые регионы берут под козырек и бегут выполнять указания.
- Регионы ведут себя так, как школы - заметил Рачевский. - Чем менее успешны дела у школы, тем больше кубков и грамот встречает нас на входе. Это старый большевистский принцип лояльности - если я не могу показать результат, я демонстрирую лояльность, я свой!
Как же выйти из ловушки лояльности и нащупать свой путь развития школы?
Самодиагностику можно провести по нескольким неявным, но на деле очень «говорящим» показателям. Причем из этого «мониторинга на скорую руку» сразу вырисовываются и возможные пути развития образовательной среды школы и среды вокруг школы.
Например, узнают ли директора в районе, где школа находится ? Везут ли родители детей на обучение из других районов?
Как часто посетители заходят на школьный сайт, и есть ли на нем неуставная, самодеятельная школьная жизнь? Сколько выпускников с высокими баллами ЕГЭ пользовались услугами репетиторов?
Работает ли школьная библиотека в субботу, и какие книги выдает библиотекарь?
Стоит только начать изучать школьную жизнь заинтересованным взглядом, как сразу развернется веер возможностей, обнаружатся узлы проблем и вопросов.
Но что делать после того. как первый диагноз поставлен?
Ефим Лазаревич предлагал аудитории управленческие стратегии обустройства школы - четко, по делу и без особых сантиментов.
Вариант первый - школа, не готовая к переменам, может решить затаиться, демонстрируя, как раз ту самую, пресловутую лояльность. Минусы этого решения: родители проголосуют ногами против такой школы.
Вариант второй - школа здорового консерватизма. Ориентир для такой стратегии - лучшие «элитные» школы советского времени.
- Девиз такой школы «учиться, учиться и еще раз учиться», - прокомментировал Ефим Лазаревич. - И учиться в ней должно быть трудно. Этот подход вполне себя оправдал.
Стратегия третья - школы новаторские или же «авторские». Здесь плюсы и минусы очевидны. Если школу создает талантливый директор, она может загореться на педагогическом небосклоне как звезда. Однако стоит ему оставить свое детище, как звезда так же быстро может закатиться, - сказал Ефим Рачевский.
Ну, и наконец, вариант четвертый - школа разумного заимствования и внедрения апробированных педагогических технологий.
Школа живая, нащупывающая свой путь развития.
Однако школа - это прежде всего учителя. Именно педагогический коллектив создает образовательное учреждение, именно они и есть, в каком-то смысле, школа. О том, где же искать и как растить талантливых и ярких, рассказал в своей лекции «Кадровые ресурсы школьного образования. Современный аспект» Анатолий Каспржак, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ, директор Центра развития лидерства в образовании.
Разговор был предметным, каждое положение подкреплялось графиком или диаграммой.
Лекцию Анатолий Каспржак начал с констатации печального факта: в педвузах происходит двойной отрицательный отбор. Сначала в вуз идут не самые успешные выпускники школ, а затем не самые успешные выпускники вуза идут в школы. Они не умеют работать со сложными и разными типами текстов... у них потребности поставить и решить задачу...
Да это же неутешительные выводы теста PISA в отношении наших учеников, скажет педагог, который «следит за процессом». Однако такие же симптомы продемонстрировали и будущие педагоги, учителя математики.
- Одна из проблем в том, что педвузы работают по сути, как...начальные школы, - сказал Анатолий Каспржак. - Там реализована та же образовательная модель. Вдумайтесь, коллеги. Мы распространяем опыт «началки» сперва на младших подростков, и их от этого «колбасит». Затем на старшую школу, где дети снова готовы нас слушаться, потому что у них возникает внешняя мотивация - поступить в вуз. А в вузе они уже по-другому учиться не умеют.
Как же поднимать уровень учителей? По мысли Анатолия Каспржака, одна из основных проблем ныне существующих систем повышения квалификации - разобщенность педагогов. Все смотрят на лектора и никто друг на друга.
- Выход и будущее системы повышения квалификации в отказе от предметных методических объединений и интеграции учителей на межпредметной основе, - объяснял Анатолий Георгиевич. - Это то, что может дать толчок профессиональному росту.
Интеграция и общение учителей, анализ своих и чужих открытых уроков, педагогическая рефлексия - вот рецепты повышения квалификацию по Каспржаку. При этом важно не разбрасываться, не определять множество главных целей. А выбрать одну - например, повышение функциональной грамотности учащихся, и реализовывать ее всей школой несколько лет. Тогда будет толк.
Завершался день диспутом «Педагогические проекты: что должен знать, понимать и уметь школьный администратор», в котором Анатолий Каспржак дискутировал с Исааком Калиной, министром правительства Москвы, руководителем московского Департамента образования.
Анатолий Каспаржак, открывая диспут, попытался определить те ключевые понимания, исходя из которых сегодня может строиться педагогический проект вообще.
«Искусство управления - это соотнесение должного с возможным»
«Школа должна быть разомкнута в мир, открыта ему»
- Меня не очень устраивает слово «администратор» - это полупроводник, - заметил Каспржак. - Сверху начальство, которое все решает, снизу директор - который исполняет. Другое дело, управленец, который находится в диалоге - как именно развивать ситуацию.
При этом, по мысли Каспржака, надо понимать, что любое управленческое решение должно менять ситуацию в классе. Если реформы идут, а ничего не меняется, значит, школа не откликается, работа идет в пустую.
- Сегодня не изменяющаяся образовательная среда - сама по себе антиобразовательна, - сказал Исаак Калина. - Конечно, всякое тело стремиться к покою, и чтобы из него выйти, необходимо внешнее усилие. Но живое - это система, которая находится в состоянии постоянного изменения, оставаясь при этом самой собой.
По мысли Исаака Калины, современного управленца отличает готовность к изменениям, умение проектировать образ себя и школы на несколько лет вперед.
- Директор должен понимать, какие новые механизмы и новые задачи будут вовлечены в деятельность школы, - заметил он.
- Но вот я приехал к вам наниматься директором, - вступил в дискуссию Каспржак. - Развернул план, все как требуется. Однако у меня сразу возникает несколько вопросов. Я кто в коллективе - вожак стаи или ваш представитель в школе? Или то и другое? А кто заказывает образовательный проект, который я представляю и кто задает для него измеряемые критерии?
- Школа государственная и директора назначает департамент образования Москвы, - отреагировал Исаак Калина. - А раз ответственность лежит на учредителе, то учредитель и будет выставлять эти требования и критерии к проекту. Разумеется, учитывая мнение и гражданского общества и педагогического коллектива. Конечно, нормальное положение дел, когда интересы общества и государства совпадают, а значит, директор представляет государство в коллективе, и он же представляет интересы коллектива.
Впрочем, как подчеркнул Исаак Калина, интересы государства директор обязан учитывать в первую очередь - раз он нанят на работу государством. А коллектива - во вторую.
И раз директор мыслит школу как педагогический проект, то у проекта должны быть критерии. Тут оба участника диспута сошлись в одном мнении - эти критерии должны быть измеряемы.
- Характеристика школы - это цифры, - говорил Исаак Калина. - И при этом творчество и душа совсем не страдают. Ведь если школа не изменяется, значит, не обучается сама, а если не обучается, то чему она может научит детей?
- Но как мы можем заложить в проект параметры будущего, которые нам неизвестны? - возразили из зала.
- Есть такое понятие, как формирующий прогноз, - заметил Исаак Калина. - Чем он точнее,тем удачнее развивается проект.
- Все, что нельзя измерить, просто не вкладывайте проект, - посоветовал Анатолий Каспржак. - Давайте говорить об измеряемых результатах, все остальное - факультатив.
День завершался на вполне определенной ноте. Увы....
Алексей Олейников