10 апреля 2013
10 апреля — День учителя МХК, музыки и изобразительного искусства
Педагогический марафон 2013
Этим вопросом и открыл день на мастер-классе «МХК в школе: от интерпретации к деятельности» Александр Демахин, учитель МХК и искусства Сергиево-Посадской гимназии им. И.Б. Ольбинского, абсолютный победитель конкурса «Учитель года - 2012». По его словам, коллеги так или иначе стремятся доказать важность своего предмета и определить главную цель профессиональной деятельности. Откликнувшись на предложение обсудить это, участники поделились своими заветными профессиональными целями: «выращивать культурного человека», «знакомить с культурой человечества». Сам ведущий сформулировал свою сверхзадачу так: «Воспитать свободного человека. Впрочем, такая задача стоит и перед школой в целом». Для работы в этом направлении у дисциплин, связанных с искусством, много своих - уникальных и сильных - средств.
Свободный человек, по мнению Александра Демахина, способен свободно мыслить, владеть своим телом и действовать. МХК развивает все эти составляющие. Ученик обретает собственный способ мышления, знакомясь с искусством разных эпох, каждая - новый взгляд на мир; у каждого творца особенный тип мышления. Телесная свобода приходит с осознанием себя в пространстве, с умением выражать эмоции. А обретение своих форм, границ, опыта дает свободу деятельности.
Хорошо, если взрослый, вплетающий нить искусства в образование растущего человека, знаком со словами выдающегося философа Мераба Мамардашвили о том, что многие ощущения бытия доступны нам только в юности. Ведущий привел в качестве примера ощущение пейзажа. Мы должны провести подростка через это чувство. Возможно, он поймет его потом, но так почувствовать, повзрослев, уже не сможет. Эта же задача стоит и по отношению к произведениям искусства: дать опыт удовольствия от интерпретации визуального текста картины, от сотворчества с художником, поэтом.
Кроме того, образование как процесс, - это вхождение в многообразную культуру человечества. И если учителя МХК помогут ребенку освоить некоторые собственные подходы, заострить восприятие, обрести чуткость к языку текста, это непременно будет востребовано и при усвоении других областей человеческого знания: истории, математики, литературы.
Чтобы культура вошла в жизнь ребенка, ведущий предложил при подготовке каждого урока продумывать способы актуализации темы. Чтобы соотносить себя, свою жизнь с изучаемыми образцами высокого искусства. Например, написать эссе о том, как выглядел бы автопортрет ребенка в стиле Дюрера. Или нарисовать натюрморт из вещей, которые ценит и хранит его семья. Или сделать видеозарисовку «Прогулка по родному городу в стиле Ватто». При этом, конечно, задания должны быть вариативными. Те, кто не готов сегодня к творческим подвигам, могут выбрать исследование или реферативную работу.
Более предметно подошли к построению занятия ведущие лекции «Требования к современному уроку изобразительного искусства в рамках ФГОС. Творчество и стандарты». Оксана Коблова, кандидат педагогических наук, учитель ИЗО ГОУ ЦО №293 изложила участникам марафона принципы, которым должен следовать учитель творческих дисциплин. На уроке должны присутствовать целостность, образность, эмоциональность. Он воспитывает эмоциональную отзывчивость, должен учитывать связь с жизнью, проводить занятия в диалогичной форме, развивать художественно-творческие способности детей. В рамках изучаемой темы необходимо искать пути для интеграции с другими учебными предметами.
Поскольку формальная сторона учительского труда сегодня более чем актуальна, участники старательно конспектировали или фотографировали каждый слайд презентации, чтобы ориентироваться в требованиях. И знать, например, что какую бы программу они ни выбрали, необходимо составить тематическое планирование и под каждой темой писать тип урока. Тот, кто не любит много писать, может использовать аббревиатуры. Например, урок комплексного использования знаний легко сокращается до УКИЗ, а урок обобщения и систематизации знаний - до УОСЗ.
Кроме того, были продемонстрированы виды шаблонов календарно-тематического планирования. Это заданная готовая таблица. Кстати, привычный многим конспект урока уже не актуален. Теперь необходимо предъявлять в случае проверки сценарии уроков. По несложной схеме: актуализация, мотивация, проблематизация, включение учащихся в учебную деятельность; прояснение и осознание детьми смысла изучаемых понятий; первичное закрепление знаний; отработка навыков; обратная связь и рефлексия; применение изученного. Не остались без внимания и основания для оценивания детей. Отметку предлагается ставить «за самостоятельную работу, за активную работу, за теоретические знания по предмету, за достигнутые результаты по отношению к собственной деятельности».
Тем, кто не готов проводить все свое время за составлением таблиц и поиском в интернете иллюстративного материала, соведущая лекции Ирина Полякова, руководитель структурного подразделения ГБОУ гимназии № 1597, порекомендовала электронные ресурсы, которыми можно воспользоваться при подготовке к уроку. Например, по адресу: http://www.eorhelp.ru/node/61316 можно найти готовые сценарии и, что особенно важно, ссылки на музеи, энциклопедии, обучающие слайд-шоу и видеоролики.
Методики, критерии, таблицы, навыки - все это, безусловно, нужно учителю, недаром на лекцию пришло так много народа. Но ни одна схема не заменит темпераментного обсуждения предметов искусства, живого общения с композитором и исполнителем.
Трудно сказать, продумывал ли традиционный и всегда желанный гость марафона заслуженный артист России Александр Майкапар свою беседу «Что есть содержание инструментальной музыки» с точки зрения целостности, образности, формирования и развития, но слушали его затаив дыхание. И рассказ, и музыкальные иллюстрации. «Пауза важнее звука», -говорил он и тут же показывал, как может звучать пауза, как неточное ее исполнение (как ни странно это слышать) искажает смысл, эмоциональный настрой всего произведения. «Мало кто из концертирующих музыкантов выдерживает ту паузу, которую имел в виду Бетховен в Патетической сонате», - и снова два разных звучания одного и того же фрагмента. Действительно, совершенно разных. Даже если не учитывать, что в одно из них вклинилась мелодия школьного звонка - реальность часто приземляет высокое искусство. Но композитора это не смутило: «Хорошо, что в той же тональности».
Если на предыдущих занятиях участники учились воспринимать художественные полотна как текст, то здесь текстом стала музыка: «В коде Бетховен гениально пишет...». Или о Моцарте, «у которого мало нот, но много музыки»: «Это Фантазия посвященная... нет, это неточное слово -Фантазия имени тишины и пауз. Это прерывающееся дыхание, кроткая мольба, трепетные паузы. Мы ждем трагического завершения. Но Моцарт находит гениальный психологический поворот».
Музыка как текст, наполненный смыслами, композиторы вступают в диалог и цитируют друг друга. С Патетической сонатой, написанной во славу Французской революции, по ритму перекликается Революционный этюд. «Я спрашиваю себя: отдавал ли себе отчет Шопен, что цитирует Патетическую?» - так закончил встречу с учителями Александр Майкапар, когда отзвучала музыка Шопена, заполнившая зал и смывшая все методические подробности и нормативные требования. Пауза. Аплодисменты.
Тех, кто настроился на диалог об искусстве, а не о методике, ждала лекция сотрудника Третьяковской галереи Елены Герасимовой «Стили и направления в искусстве ХХ века: конструктивизм. Образовательная программа для старшеклассников в «Новой Третьяковке». И здесь тема художественного произведения как текста, была продолжена. В контррельефах Татлина отчетливо видно эмоциональное высказывание художника. Соединение разных материалов, столкновение форм и линий создают удивительно напряженную драматургию, которую каждый зритель прочитывает по-своему.
А в чем отличие композиции от конструкции? Ответ на этот вопрос очень доходчив: композиция может быть плохой, конструкция - нет, тогда она развалится. Ведущая говорила о других образцах конструктивизма и прежде всего она обратила внимание учителей на то, что лицей, в котором проходит марафон и в котором они сейчас находятся - один из таких образцов. А потом Елена Герасимова рассказала о башне Татлина, которую можно считать цитатой из мировой культуры. Вавилонская башня была первым опытом восхождения к небу. Татлин в первые послереволюционные годы сделал вторую попытку во славу нового мира, прекрасного и справедливого. Впрочем, и мир оказался не так хорош, как мечталось, и башня не была построена.
Зато художнику удалось воплотить идею Леонардо и построить орнитоптер, или летатлин, или попросту летающий велосипед. Зачем? Чтобы любой человек не зависел от аэропланов, а мог бы просто подняться на крышу, где хранился бы его личный летательный аппарат, сеть на него и полететь - куда захочет. Мечта о полете будоражила воображение, недаром башня Татлина и Шуховская башня, как продолжение и практическое воплощение конструктивистских идей, не имеют фасада - одной парадной стороны. Идея в том, что самый лучший вид они представляют сверху, чтобы лететь над городом и любоваться.
Хотелось бы, чтобы и наши методические конструкции поверялись так же: насколько они гармоничны при взгляде с высоты, не развалятся ли в соединении с чистым и строгим искусством.
Елена Куценко