10 апреля 2013
9 апреля — День учителя истории и обществознания
Педагогический марафон 2013
Семинар «Современные подходы к преподаванию отечественной истории. ИКТ и ФГОС нового поколения» вел известный и любимый многими педагогами автор учебников, учитель гимназии №1543 Леонид Кацва. С первых же слов ведущего чувствовалось неравнодушное отношение к теме:
- Я хочу поделиться с вами своими сомнениями и опасениями. Сомнения вызывают и сами требования ФГОС и выводы, которые делаются на основании содержания новых стандартов методистами и управленцами всех уровней. Судя по содержанию, стандарт - это не минимум, а некий идеал, какой пункт ни возьми. К примеру, обеспечить понимание основных принципов жизни общества. Я уверен, если мы с вами начнем обсуждать основные принципы жизни общества, у нас возникнут противоречивые мнения и завяжется спор, а ученик 9 класса должен их знать… В таком случае стандарт - это обух, который любой проверяющий при желании может легко применить против учителя. А метапредметные результаты? Сейчас ученик должен самостоятельно определять цели и задачи урока. Как реализовать это требования, придя на урок к пятиклассникам?.. Некоторые методисты предлагают каждый урок начинать с постановки проблемы. Я понимаю, что к проблемному подходу можно обращаться на отдельных занятиях, но ставить проблему на каждом уроке в условиях дефицита учебных часов? Не говоря уже о том, что постановка проблемы - это всегда сужения угла зрения на события, поскольку мы начинаем мыслить только в русле заданной проблемы.
Выступление Леонида Кацвы сопровождалось аплодисментами и одобряющими возгласами собравшихся учителей.
На второй линейке дня тему обновления исторического образования в связи с введением новых стандартов развил проректор МИОО, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Алексей Лубков. Его круглый стол назывался «Цели и содержание исторического образования в свете новых ФГОС». Алексей Владимирович поставил вопрос: должны ли уроки истории быть направлены на формирование мировоззрения учеников? И если должны, то каким образом? Как с современными детьми говорить о ценностях и смыслах? Многие методисты решение подобных задач связывают с деятельностным подходом. В отличие от них, Алексей Владимирович убежден, что в рамках деятельностного подхода педагогика не может плодотворно работать с процессами становления внутреннего бытия и духовного пространства человека. Сознание связано не только с его практической деятельностью, не все можно донести через опыт деятельности. Кстати говоря, неслучайно в русской культуре важное значение имеет такой способ взаимодействие с миром, как созерцание. Алексей Лубков обратил внимания на такое воспитательное средство, как визуальные образы, работу учителя в формате кинофакультатива:
- Язык киноискусства многозначен. Возьмем, например, окончание фильма Андрея Тарковского «Ностальгия». Помните? Идет снег и на фоне разрушенного католического храма виднеется русская изба. Как интерпретировать эти кадры? Ясно же, понимания могут быть разные. А вот однозначные схемы тут появиться не могут. Очень важно, чтобы в процесс осмысления истории включались не только рациональное мышление, но также интуиция и эмоции.
Так уж складывался этот день, в разговорах о непростом. Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Владимир Земляницын в своей лекции «Проблема формирования концепт-понятий в курсе всеобщей истории в контексте новых образовательных стандартов для основной и старшей школы» затронул вопросы, по которым и в ученом сообществе не выработано единой позиции. Например, как знакомить учеников с понятием «феодализм»? Сегодня даже в рамках одной линейки учебников разные трактовки для разных эпох и стран. В итоге ученики в растерянности. А можно ли найти такое определение феодализма, которое бы отвечало представлениям современной науки?
- В соответствии с новым стандартом на смену прежней марксистской трактовке истории пришел историко-цивилизационный подход. А с точки зрения этого подхода наиболее авторитетной на сегодняшний день является концепция феодализма, разработанная основателем французской школы анналов Марком Блоком. Хорошо также показать, чем эта концепция отличается от марксистской.
И так многое в терминологии пора почистить. Не будет ли сложно для учителя, привыкшего к старым формулировкам? Все-таки прежде всего надо позаботиться о ясности ума детей, изучающих историю.
Ведущая семинара«Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания и оценка качества обучения во ФГОС нового поколения», кандидат педагогических наук, доцент МИОО Елена Саплина как раз сделала акцент на необходимости соблюдения баланса между сложным и простым:
- К сожалению, мы стали пренебрегать типовыми заданиями. Мы все их знаем, но теперь нам говорят: не надо простых вопросов. А как без простых вопросов? Вот я открываю учебник по средним векам, и там идут сразу сложнейшие вопросы не на понимание текста, а на интерпретацию. А ребенок должен сначала дать знать, понял он этот текст или не понял. Вопросы к тесту давать необходимо. Уметь выделять в тексте главную мысль, составлять план.
Как же научить ребенка ориентироваться в тексте? Вот несколько приемов, которыми поделилась ведущая семинара. Можно, например, предложить сформулировать основную идею текста по заголовку, сравнить информацию в тексте и информацию на карте. Или такое задание: дается ряд утверждений и предлагается, исходя из этих утверждений, найти доводы в защиту собственной мысли - при этом использовать только текст учебника
Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой ВИД Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов рассказал о так называемых вспомогательных исторических дисциплинах: палеографии, метрологии, генеалогии, хронологии, геральдике... Оказывается, знакомство с этими дисциплинами может открыть поразительные вещи. Скажем, палеографический анализ рукописных текстов показывает, что фонетический строй древнерусского языка в сравнении с современным был гораздо богаче.
Директор музея «Покровский собор. Храм Василия Блаженного» (филиал ГИМ) Татьяна Сарачева познакомила гостей марафона с архитектурной педагогикой. Примечательно, что любой другой вид искусства можно изучать по изображениям, репродукциям, а архитектуру нельзя, поскольку главное в ней - феномен пространственности. Ощущение пространственной протяженности приходит через мышечные усилия. И когда ребенок ходит по Собору, он не только видит и слышит, но и осязает архитектуру физически.
Доктор исторических наук, профессор Василий Попов сфокусировал внимание педагогов на некоторых вопросах изучения Великой Отечественной войны, тема его выступления так и называлась. К примеру, в разговоре о последствиях Победы - обратить внимание на изменение отношения к СССР со стороны ведущих мировых держав, как их правительств, так и жителей. Скажем, в США была даже заведена специальная картотека на американцев, сочувствующих Советскому Союзу. При этом важно понимать мобилизационный характер советского строя. Как заметил Василий Петрович, этот строй был эффективен в чрезвычайных обстоятельствах и гораздо менее успешен в обычное мирное время.
В завершение дня прошла лекция члена-корреспондента РАО, заведующей лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО, председателя Предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Аллы Лазебниковой «ЕГЭ-2013. Выполнение заданий части С и критерии их оценивания». Это выступление вызвало особенно много вопросов: «В части С есть задание, где предлагается выступить с докладом на тему федеративное устройство и составить план доклада. Надо ли следовать какому-то алгоритму составления плана, скажем, составлять план по пунктам в определенной последовательности… На сайте ФИПИ существует так называемый открытый сегмент, где выставляются образцы заданий, которые были использованы на ЕГЭ. Будет ли сохранена эта практика…» - Алле Юрьевне пришлось задержаться после занятия, чтобы ни одного учительского вопроса не осталось без ответа…
Анатолий ВИТКОВСКИЙ