4 апреля 2012
3 апреля — День учителя истории и обществознания
Педагогический марафон 2012
День открывал интерактивный мастер-класс «Информационные технологии на уроках обществознания (новые подходы в подготовке к ГИА и ЕГЭ)», его вели Елена САПЛИНА, доцент МИОО и Валерия ТОРОП, доцент, методист лаборатории истории и обществознания МИОО.
Среди предметов по выбору обществознание занимает первое место в рейтинге популярности. И это понятно: при поступлении в вуз многим выпускникам приходится сдавать этот предмет. Наблюдается тенденции к улучшению результатов при выполнении заданий части С. Задания С1, С2, С4 и С7 выполняются на очень хорошем уровне. Несколько хуже обстоят дела с результатами работы над заданиями С5, С6 и С7. Ученики затрудняются назвать диктаторские режимы, которые существовали в истории, и классические примеры современных конфедераций: Швейцарию и США. Выполняя задание С8 ребята составляют план-отписку и не обращают внимания на тот момент, что через план идет раскрытие темы. В итоге оказывается, что по плану, который экзаменуемые составляют, раскрыть тему невозможно.
Ошибкам на ЕГЭ было посвящено и занятие «Выполнение заданий части С и критерии их оценивания» Анны ЛАЗЕБНИКОВОЙ, член-корреспондента РАО, заведующей лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО, председателя Предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию. Она приводила примеры реальных эссе, которые были сданы выпускниками при выполнении заданий части С, и которые затем рассматривались конфликтной комиссией.
- Скажите, сколько баллов Вы поставили бы за эссе по теме «Без много может человек обойтись, только не без человека»? - обратилась ведущая к учителям. - Это высказывание немецкого писателя Людвига Берне. А девочка писала: «Я полностью согласна с мнением Берне, Ведь в жизни нам необходимо огромное множество вещей и предметов. Они способствуют улучшению наших условия существования, реализации задуманных планов и идей…».
Как ни странно, единого мнения в аудитории не было: кто-то дал только один балл из пяти, а кто-то три...
- Это значит, что в оценивании всегда есть элемент субъективности, - заметила ведущая. - Но все же качество работ учеников могло быть гораздо выше, если бы учителя уделяли больше времени специальной работе по развитию способности понимать чужие высказывания. Что для этого можно делать? Очень важно показать детям, что одно и то же высказывания можно рассматривать под разными углами зрения. Также следует развивать навык интерпретации текста. Например, можно дать задание высказать своими словами суть афоризмов. В конечном счете, для успешного выполнения подобных заданий надо сформировать привычку начинать эту работу с усилия понимания: «Что хотел сказать автор?»
Два мероприятия Дня были посвящены знаменательной дате Отечественной истории. Лекция «Отечественная война 1812 г. в краеведении Москвы и Подмосковья. Исторические расследования и формирование нового взгляда на события российской истории» известного специалиста Константина КОВАЛЕВА-СЛУЧЕВСКОГО и семинар «Музей Отечественной войны 1812 года: история и перспективы создания», который провел Андрей ЯНОВСКИЙ, заместитель директора Государственного Исторического музея. О втором - подробнее. В сентябре в Москве откроется Музей Отечественной войны 1812 года. О том, каким он будет новым и насколько современным, и шел рассказ. Так, каждый учитель, зарегистрировавшись на сайте музея, сможет войти в тематико-информационный ресурс и, пользуясь системой навигации сайта, наберет определенные характеристики предполагаемого музейного маршрута. Эти характеристики автоматически шифруются в QR-cod, который следует сохранить на мобильном телефоне (приложение по работе с QR-cod для мобильных телефонов доступно, практически, каждому). После этого можно будет прийти в музей и распечатать информацию с QR-coda на принтере в виде карты экскурсии, которую вы составили сами. Само собой - у посетителей музея будет аудиогид, достаточно направить его на специальную метку, находящуюся рядом с экспонатом, и он «заговорит».
Внимание участников марафона привлек семинар «Основы духовно-нравственной культуры России - новая предметная область основной школы», его вела Наталья ВИНОГРАДОВА, член-корреспондент РАО, профессор ИСМО РАО. Как изучать «Основы духовно-нравственной культуры России» и «Основы религиозных культур и светской этики»?
По мнению ученого, в основу изучения этих областей должен быть положен культурологический подход. Ключевая идея состоит в следующем: детям надо показать те общие сущностные понятия, которые есть в разных мировых культурах и религиях и под влиянием которых сформировались общечеловеческие ценности. При этом следует применять методики, где ученик не идет вслед за учителем, а самостоятельно продвигается в понимании культурных смыслов. Роль учителя здесь главным образом заключается в создании условий и стимулирования этого процесса. Например, посредством постановки проблем и обзорами источников информации.
Кстати, сходные позиции излагал Антон МОЛЕВ, учитель года-2011, к.ф.н., из гимназии 1505. Он провел открытый урок «Культурология как основа интегративного подхода к гуманитарному образованию в старшей школе», на котором рассказал о своем опыте реализации экспериментальной программы, направленной на интеграцию разных предметных знаний. В основе - деятельностный подход и метод историко-культурной реконструкции и исторической герменевтики.
- С позиции исторической герменевтики любой культурный памятник можно рассматривать как некий текст, который имеет своего автора и адресанта. При этом предполагается, что любой человек может вступить в диалог с автором этот текста. Использование этой возможности в образовании позволяет решать многие педагогические проблемы, в том числе, такую сложную задачу, как формирования общекультурной идентичности.
Как же педагог решает эту задачу? В практической части семинара Антон Ильич предложил гостям провести сравнительный анализ советского и российского паспортов. Советский паспорт ведущий принес с собой, и участники марафона искали отличия. В результате оказалось: их не только много, они все - значимые. Попутно учитель комментировал наблюдения взрослых ответами его учеников. И так абсолютно любой предмет другой эпохи может стать источником открытий и понимания смысла времени.
Активно прошел Круглый стол «Как изучать экономику на уроках обществознания?», ведущий - Наталья КАЛИНИНА, доктор экономических наук, главный редактор журнала «Экономика в школе». Вопросов у учителей было много, на них отвечали доцент кафедры экономики МИОО Юлия Корлюгова, старший преподаватель кафедры экономики МИОО Лариса Поташева, учитель экономики лицея № 1535 Дмитрий Блидман.
- Какие экономические темы следует изучать отдельно и более глубоко… По каким же учебникам преподавать… Как объяснять детям «сдвиг графика»… Насколько я глубоко должна изучать тему инфляции, чтобы ученики смогли ответить на вопросы ЕГЭ?
Были разные ответы на вопросы, были и дельные советы. Например, читать не только учебник, но и общественно-политические журналы.
Кто бы спорил: учителю истории и обществознания, судя по требованиям, предъявляемым к нему, читать не перечитать….
Анатолий ВИТКОВСКИЙ