3 апреля 2007
3 апреля — День учителя географии
Педагогический марафон 2007
Если сдача ЕГЭ превращается в автоматизированную процедуру, то тесты Рогачева заставляют детей думать. - Так уж они устроены, что задействуют все знания, которые есть у ученика. Например, часть условий просто избыточна. Они необходимы, чтобы ребенок мог рано или поздно отыскать ответ, постепенно отвечая на все вопросы задания. Тот, кто лучше знает экономическую географию, легко укажет, где, например, находится самый северный металлургический комбинат в России. Тот же, кто больше помнит историю, без труда скажет, в каком регионе совершил подвиг Иван Сусанин. Именно так, отвечая по очереди, учителя быстро расщелкали задачу за задачей. Смогут это сделать и ученики, тем более что при сдаче этих тестов можно пользоваться и картами, и учебниками.
Всем хороши тесты Рогачева, одна «беда» - при использовании такой системы не удастся разделить детей на знающих и незнающих, на слабых и сильных. Рано или поздно каждый ребенок находит верный ответ, что противоречит идеологии ЕГЭ. Это хорошо понимали и учителя, спросившие у Сергея Рогачева о перспективе его тестов. На что тот лишь развел руками: все зависит от учителя и его заинтересованности в таких материалах.
В Малом зале гостей привлекла лекция «Актуальные проблемы биогеографии (размещение жизни на Земле)». Несмотря на строгое научное название, профессор Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии Российской академии наук, вел ее зажигательно. Тишков считает, что главным фактором, передвигающим границы природных зон и ареалы обитания животных, являются вовсе не колебания климата, а деятельность человека. Точнее, изменения климата влияют на хозяйственную деятельность человека, а та, в свою очередь, - на природу. На примере Валдая, который Тишков изучает много лет, видно, как от века к веку изменялись природные условия и соответственно менялись границы природных зон. В X-XII веках, в период потепления, на Валдае выращивали пшеницу, а лес для строительства завозили с севера. Характер растительности был лесостепным. А сегодня на Валдае появились северные олени из Ненецкого округа и полярная куропатка.
В Паркетном зале на семинаре главного редактора газеты «География» Ольги Коротовой «Как повысить престиж географии в сознании учеников?» говорили о вещах предметных - наглядных пособиях. Ольга Коротова показала целую серию весьма необычных географических карт, при одном взгляде на которые ученик сразу получает полную картину происходящего. Любое пособие такого типа запросто укладывается в голове и провоцирует на дальнейшее изучение не только географии, но и других наук.
Такова, например, карта мирового высотного строительства. Школьник не только легко запоминает, где и сколько строится небоскребов, но и получает повод поразмышлять: а почему в Азии, в развивающихся странах, небоскребов очень много, а в преуспевающей Европе почти нет?
Завершился день мастер-классами. Московские учителя делились с коллегами из других регионов страны своими разработками: элективными курсами, курсами профильной подготовки, методическими и наглядными пособиями. Малый и Паркетный залы были переполнены.
Да и как можно было пропустить, например, уникальный Центр образования № 654 с его элективным курсом «Ландшафтная экология»? Ученики там с 8 класса заняты научными проектами. Но, что самое важное, географию изучают практически «в поле». Выезжают в подмосковные леса и карьеры, в Коломенское и Архангельское. Отправляются в настоящие экспедиции в Крым, Саяны, Карелию и на Кавказ… А по итогам экспедиции каждая бригада защищает совместный научный проект, уровень которого весьма высок.
Связаться с Центром образования № 654 можно по телефону: (495) 178-85-04 (доб. 103, кабинет географии, Васильчикова Галина Анатольевна).
Алексей ОЛЕЙНИКОВ