9 апреля 2011
9 апреля — День учителя русского языка
Педагогический марафон 2011
Традиционно в Большом зале Ирина Петровна Цыбулько, ведущий научный сотрудник Института педагогических измерений (ФИПИ) рассказывала об особенностях итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Стало очевидно, что неизменные ЕГЭ и ГИА все-таки постоянно меняются под влиянием тщательного анализа как недочетов уже состоявшихся экзаменов, так и новых требований, которые общество предъявляет школе. Поэтому, с одной стороны, речь шла о необходимости и сложности внутриуровневой дифференциации заданий, с другой стороны, об усилении коммуникативной направленности, создании компетентностно-ориентированных КИМов.
Подготовить учеников к такому сложному экзамену всегда непросто, особенно сегодня, когда полки книжных магазинов ломятся под грудами методических пособий, тестов крайне низкого уровня. Ирина Петровна предложила собравшимся принять участие в запланированной на сентябрь конференции «Контроль и оценка ученических достижений по русскому языку в контексте нового образовательного стандарта». Предполагается обсудить и принципиальные подходы, и детали, которые, конечно, приведут к новым изменениям в будущих КИМах. Заинтересованные учителя списывали контактные телефоны организаторов конференции: (495) 788 -00-75; +7-903-740-16-10.
Впрочем, качественные учебники все-таки можно найти. Один из них представляла в соседнем зале известный учитель, автор многих прекрасных книг, кандидат педагогических наук, Галина Александровна Богданова. Книга «Русский язык. 10 класс» (написанная в соавторстве с Е. М. Виноградовой) поможет старшеклассникам не только хорошо подготовиться к ЕГЭ, но и почувствовать красоту и многообразие предмета. В пособии много внимания уделяется развитию культуры речи. Этой идеей пронизаны все главы, посвященные и фонетике, и морфологии. Умение свободно и красиво говорить, писать, владение разнообразной лексикой, сложными синтаксическими конструкциями. А уж потом, как осознанная потребность, желание научиться выбирать правильные буквы и верно расставлять запятые и двоеточия.
Учебник для пятого класса демонстрировала Наталья Анатольевна Борисенко, ведущий сотрудник Психологического института РАО. Она написала его в сотрудничестве с Генриеттой Григорьевной Граник, профессором, известным психологом и педагогом. Естественно, подача материала в пособии учитывает особенности детского восприятия, мышления. Помимо формирования предметных навыков, опираясь на задания из этой книги, учитель сможет развить воображение ребенка, его рефлексивные способности, умение понимать и интерпретировать текст. Наиболее убедительным доказательством практических достоинств учебника стало выступление Маргариты Аркадьевны Куртяник, учителя из Сызрани, которая использует данное пособие в своей работе и может уверенно говорить о его эффективности.
Педагоги, не довольствующиеся одними бумажными учебниками, немало полезного извлекли из мастер-класса Андрея Георгиевича Нарушевича, доцента Южного федерального университета, мастера по созданию и использованию мультимедийных презентаций на уроке. Оказывается, даже такая незначительная деталь, как правильно выбранный шрифт, поможет ребенку воспринимать информацию более интенсивно.
Бесконечным возможностям компьютерных технологий в преподавании русского языка было посвящено и выступление группы сотрудников ГОУ ЦО «Технология обучения». Иван Сергеевич Добровольский, методист Центра образования, продемонстрировал, какие новые виды учебной деятельности доступны в современных электронных системах управления образованием. В частности, возможность вместе с учениками осваивать критериальное оценивание, взаимное рецензирование.
Нина Александровна Венкова, учитель русского языка и литературы, рассказывала о коллективном проекте своих учеников по созданию сборника тренинговых заданий для 7 класса, с использованием «общего документа» Google. Ребята могут одновременно работать над одним и тем же текстом, видеть, что делают одноклассники, попутно обсуждать с ними детали, делать замечания, давать советы друг другу.
Ольга Вениаминовна Соколова представляла электронный интерактивный словарь незнакомых слов, масштабный проект, в котором уже участвует вся школа, а в перспективе - могут подключиться желающие из других школ и городов. Ведь сколько непонятных слов встречает ученик даже на страницах учебника русского языка, когда, изучая правило правописания «о-е» после шипящих в корне, вставляет буковки в совершенно загадочные для него джонки и шоры.
Однако, как бы интересен ни был представленный практический опыт, преподавателей старшей школы больше всего волновали тонкости предстоящих экзаменов. Осталось всего полтора месяца, но есть еще время избавиться от некоторых предубеждений и предрассудков, которыми успели обрасти не такие уж древние ЕГЭ и ГИА, есть время сориентировать своих учеников на достижение высокого результата.
Ольга Николаевна Зайцева, доцент кафедры филологического образования МИОО, построила свое выступление как последовательное развенчание мифов, мешающих педагогам сосредоточиться на содержании детских работ. В частности, не нужно стараться подогнать ученическое сочинение под определенное количество абзацев. Лишь бы ребенок умел разумно переходить от темы к теме. Не снижаются оценки за отсутствие «вступлений» и «заключений». Главное - композиционная завершенность текста. Еще один вредная привычка - заставлять учеников следить за тем, чтобы в изложении присутствовали одновременно такие виды сжатия текста, как обобщение, исключение, упрощение… Школьник, умеющий выделять главное, способный уловить мысль, кратко и емко перескажет предложенный текст без заучивания сложных терминов.
Лариса Ивановна Новикова, доцент кафедры филологического образования МИОО, подробно рассказала об изменениях в критериях оценивания экзаменационных сочинений ЕГЭ. С ее точки зрения, очень важно, что за безошибочное в плане орфографии и пунктуации сочинение ребенок может теперь получить больше баллов, чем раньше (было максимально по 2 балла по каждому критерию, стало - по 3), таким образом, увеличилась дистанция между знатоком предмета и менее старательным учеником.
Понятно, что содержание сочинения гораздо труднее оценить, чем грамотность. Лариса Ивановна напомнила: эксперту порой мешает принять аргументацию подростка разница в уровне знаний, жизненном опыте. Однако в этом случае необходимо пойти навстречу абитуриенту, оценить его доводы, лишь бы это и в самом деле были доказательства, а не общие рассуждения.
Если выпускник приводит аргументы, подтверждающие его точку зрения, из своего читательского опыта, это оценивается более высоким баллом, чем опора на житейский примеры. Такой подход вынуждает некоторых юных комбинаторов придумывать на ходу несуществующие книги, никем еще не написанные сюжеты. Эксперты вынуждены при помощи глобальной сети разоблачать мистификатора. Занятие довольно трудоемкое. Обманщика никто не ругает. Просто некорректный аргумент обозначается как фактическая ошибка. Ошибки же, как известно, ведут к потере ценных баллов. Стоит сообщить об этом старшеклассникам.
Завершился день встречей редакции газеты «Русский язык» (во главе с главным редактором, Людмилой Александровной Гончар) с читателями. Читатели сказали немало добрых слов журналистам. А сотрудники редакции продемонстрировали, какие новые возможности предоставляет газета учителю для того, чтобы уроки проходили интереснее, а готовиться к ним было хоть чуточку легче.
Людмила Печатникова