6 апреля 2011
6 апреля — День учителей МХК, музыки и ИЗО
Педагогический марафон 2011
Тем не менее множество неравнодушных педагогов продолжают заниматься в школе непопулярными, но увлекательными предметами. Сегодня они собрались на свой профессиональный форум, чтобы перенять опыт ведущих специалистов.
Уникальный подход к преподаванию музыки в курсе МХК продемонстрировала кандидат искусствоведения, заведующая аспирантурой ИХО РАО Елена Николаевна Пирязева (семинар «Как рассказывать о музыке в курсе МХК»). Оказывается, если в основу рассмотрения положить мифологический подход, то музыка любой эпохи демонстрирует те же архетипические свойства, что и прочие виды искусств того же времени. Таким образом, мифологическая матрица может стать для учителя интегрирующим началом, позволяющим все явления искусства рассматривать в комплексе и в общем историческом контексте.
Теория сопровождалась наглядными примерами. Так, для Византии и православия характерно представление о неизменности мироздания, о вечном вращении вокруг недвижного центра. И оно рождает не только круговорот сфер под куполом Святой Софии Константинопольской, но и всю циклическую систему церковных песнопений. Другая центрическая модель мира была характерна для классицизма. И не случайно именно в классицизме сформировалось понятие тоники, основы музыкального лада.
Методисты Центра непрерывного художественного образования - учитель ИЗО школы № 235 Татьяна Борисовна Сапожникова и кандидат педагогических наук, учитель ИЗО школы № 199 Ольга Борисовна Скуратова вместе с учителями изобразительного искусства занимались изображением человека в движении. Вихрь танцевальных па, музыкальных звуков и феерических детских рисунков родил прилив вдохновения. И слушатели вышли не только с собственными необычными работами, но и с идеями, как им обогатить свою методику.
Учитель изобразительного искусства гимназии № 1597, заместитель декана художественного факультета УРАО Ирина Борисовна Полякова представила богатый опыт пространственного макетирования из различных материалов на уроках изобразительного искусства. «Сколько можно сидеть «на плоскости» или ваять виртуальные вселенные? Можно взять в руки материал, преодолеть его сопротивление и выйти и «в объем», и в реальный вещный мир!» - заявила ведущая и подробно рассказала о том, как это сделать. Выставка детских работ и школьники в объемно-пространственных костюмах наглядно подтвердили возможности метода.
Старший научный сотрудник Института художественного образования РАО Елена Стояновна Медкова рассказала о том, как знакомить детей с живописным портретом на уроке МХК. По ее мнению, портрет - это не только микромир отдельно взятого человека, но и макромир Вселенной. Поэтому двойной взгляд на портретируемого, извне и изнутри, а также соотнесение изображения с основными пространственными параметрами господствующей картины мира - вот те условия, при которых разговор о портрете может стать более содержательным.
Старший преподаватель кафедры эстетического образования и культурологии МИОО Юлия Николаевна Рыбакова показала, как можно работать с шумовыми музыкальными инструментами на уроках МХК и музыки. За короткое время участники прошли путь от простого воспроизведения действий ведущего до коллективного создания сложной звуковой метафоры. Тонкости сочетания визуализации и звукового оформления не остались незамеченными.
О развитии творческих способностей учащихся на уроках искусства и внеурочной деятельности в контексте освоения стандартов второго поколения говорили на мастер-классе под руководством кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой эстетического воспитания и культурологии МИОО Марии Анатольевны Фоминовой. Был представлен реальный опыт лучших московских школ, который вызвал живое обсуждение в зале.
Марк САРТАН