22 марта 2007
21 — 22 марта — Дни учителя английского языка. День второй
Педагогический марафон 2007
Мария Вербицкая, член научно-методического совета по иностранным языкам при Министерстве образования и науки, говорила о том, что сейчас волнует каждого преподавателя: о ЕГЭ. Единый госэкзамен по английскому выпускники будут сдавать в 2009 году, так что время на подготовку и «перемену курса» в изучении иностранного языка и у преподавателей, и у школьников есть.
Изучая язык, усилия нужно направить не на зазубривание топиков, а на выработку навыков свободно ориентироваться в языковой среде, легко переключаться с одного языкового кода на другой. И здесь, считает Мария Вербицкая, ЕГЭ может оказаться неожиданным подспорьем для учителя. Сейчас формы итоговой аттестации предполагают три варианта: традиционные билеты, так называемые новые традиционные билеты (http://vestnik.edu.ru/n0606.html) и ЕГЭ. Наиболее сложный, многоуровневый и качественный измеритель знаний - именно последний.
- У учителей-предметников накопилось много претензий к содержанию ЕГЭ, - сказала Мария Вербицкая. - Английскому языку в этом отношении повезло больше, можно только порадоваться. Новый стандарт создан профессионально, критерии прописаны достаточно чётко. Наша задача теперь - этот стандарт реализовать, не превращая экзамены в ритуал. Да, ЕГЭ сложнее традиционных билетов. Но нужно помнить, что сдавать английский язык никто не заставляет. Это экзамен по выбору, и не просто выпускной, а вступительный. То есть результатов этих испытаний достаточно для поступления и в Высшую школу экономики, и в МГИМО, и в десятки других крупных и престижных вузов.
О едином госэкзамене и о перспективах развития методики изучения и преподавания языков подробно говорила на своей лекции Елена Соловова - «Специфика обучения иностранным языкам в профильной школе». Вопросы к докладчику сводились к одному - для чего вообще они нужны, эти ЕГЭ и профилизация? - Для того, чтобы обеспечить непрерывность образования, дать школьникам возможность свободно говорить и мыслить на английском, - ответила Соловова. И тут же добавила: «Главным должен стать не контроль, не «галочка» в графе «знает», а развивающая коммуникативная функция языка».
О подготовке к итоговой аттестации учащихся по английскому языку в формате ЕГЭ говорила и Майя Цыперсон - заместитель директора московской школы № 1302: «Есть навыки, которые мы отвергаем как «ненужные», но именно они могут сыграть на экзамене решающую роль. На ЕГЭ нужно уметь пользоваться тем, что знаешь, и не пугаться того, что не знаешь. Мы же, например, приучаем детей к тому, что они должны знать перевод всех слов, которые есть в тексте. И что в итоге мы видим на экзамене? Ребенку попадается одно незнакомое слово, он впадает в ступор и не справляется с заданием. И ещё: ЕГЭ довольно сложен в оформлении, непросто разобраться в бланках, тем более - в условиях стресса и ограниченного времени. Вот мы и решили, что, начиная с марта, будем учиться работать с контрольными на бланках, проводить пробные экзаменационные работы».
В Паркетном зале вниманием преподавателей английского языка в младших классах завладела Валерия Мещерякова - автор методики «I love English». На её семинар - «Особенности обучения иноязычной речи дошкольников и младших школьников» собрались не только умудрённые опытом преподаватели, но и совсем молодые. И, как и в прошлом году, молоденькие учительницы слушали Мещерякову с горящими глазами, не забывая написать в своих тетрадях аккуратными почерками самую важную заповедь: «Радоваться успехам, разбираться в ошибках, хвалить и интересоваться».
Проблемам обучения английскому языку младших школьников посвятила своё выступление Эрин Боума (Erin Bouma), консультант газеты «Английский язык» и автор учебных пособий для самых маленьких. - Собравшимся в зале, наверное, не надо объяснять, что каждый ребенок уникален, - сказала она. - Но ему самому это нужно доказывать всегда. Есть такие дети, которые отлично считают, у них очень развито логическое мышление. Есть другие, кто отлично слушают и слышат. А есть кинестетики. С ними как раз больше всего проблем. Но разве трудно сделать так, чтобы всем в классе нашлось занятие по душе? Совсем нет! Мне очень нравится образ, придуманный одной из моих коллег. Она говорит так: «Наш разум как комната, в которой есть люстра со множеством лампочек. У кого-то лампочка «движения», она горит очень ярко, и поэтому он лучше всего двигается. У другого светит сильнее лампочка «общения». Нужно просто научиться делать так, чтобы все наши лампочки горели ярче. Тогда мы сможем осветить целый мир вокруг нас.
Полина Филиппова