Рейтинг@Mail.ru

15 апреля 2010

15 апреля – День учителя физической культуры 

Педагогический марафон 2010

В первой части выступления Ольга Владимировна максимально широко описала сферу деятельности инструктора-методиста по ЛФК. По ее мнению, место такому специалисту найдется в дошкольных учреждениях (особенно если в детском саду внедряются здоровьесберегающие технологии) и в школах - как общеобразовательных, так, разумеется, и в коррекционных, а также в колледжах и вузах. А «с распростертыми объятьями» инструкторов по лечебной физкультуре ждут в модных веллнесс-центрах и фитнесс-клубах - оказывается, ЛФК очень востребована в этой сфере.

Столь подробный перечень различных вариантов преподавания лечебной физкультуры Ольга Владимировна предложила недаром: в общеобразовательных школах учителя физкультуры, решившего преподавать ЛФК, ждут просто непреодолимые препятствия.

- Коллеги, вы прекрасно знаете, что сегодня учитель не имеет права преподавать ЛФК, не пройдя лицензирования и не получив сертификат, - заметила она. - А получить его очень и очень сложно. Учителю проще отказаться от ЛФК вообще.

- И что нам делать? - тут же последовал вопрос учительницы из центра зала. - У меня двадцать детей здоровых и один в медицинской группе. Я бегу с ребятами лыжный кросс, а его куда дену?

- Да, и что нам сказать родителям такого ученика? - поддержали ее с задних рядов. - Что вашим ребенком никто не будет заниматься?

- И где нам взять допчасы и пробить ставку на ЛФК? В школьном уставе о лечебной физкультуре ни слова. На свой страх и риск преподавать?

- Ага, а потом придет проверка из роно и мало не покажется.

- Я все понимаю, коллеги, - попыталась успокоить аудиторию Ольга Владимировна. - Но сегодня, к сожалению, статус инструктора ЛФК не определен. Так же, как и место лечебной физкультуры в общеобразовательных школах. Минздравсоцразвития и Минобразования никак не могут решить, к какому ведомству относится ЛФК. Да что там говорить, в Минобрнауке сейчас вообще нет людей, которые отвечали бы за физкультуру.

В соседнем зале в это время шла лекция Йога для школьников, которую вел Владимир Игнатьев, координатор детских программ Федерации йоги России (http://www.ruyoga.ru). Вместо презентации, которой, что греха таить, порой злоупотребляют почти все лекторы, Владимир Борисович приготовил выступление своих воспитанников из секции детской йоги в городе Железнодорожный.

Семилетние дети под мелодичные напевы китайской флейты становились на мостик, демонстрировали просто акробатическую растяжку и заворачивали руки и ноги в такие немыслимые узлы, что некоторые учительницы встревожено приподнимались со стульев и были готовы броситься на помощь - распутывать. Но дети легко выходили из всех затруднительных положений, и, сорвав заслуженные аплодисменты, покидали мат.

- Это спортивная йога. Основные асаны (позы) - из Хатха-йоги, - пояснял Владимир Игнатьев. - Мы убрали медитативные техники и упростили дыхательные, иначе бы дети просто не справились.

- А с какого возраста можно заниматься? - поинтересовались в зале.

- Есть йога даже для новорожденных, - улыбнулся Владимир Борисович. - Я со своим ребенком занимался. Но вообще примерно с четырех лет. Сегодня наша Федерация развивает три направления - ритмик-йога, артистик-йога и олимпик-йога. Обо всем более подробно вы можете узнать на нашем сайте. Так что давайте сотрудничать.

Вторая линейка дня

Мероприятия, проходившие в середине дня, были посвящена вопросам оценки качества образования. И эта тема вызвала у преподавателей физкультуры живой интерес. Большой актовый зал был полностью заполнен на мастер-классе «Самодиагностика и мониторинг физического состояния учащихся», который вел Бейниш Ланда, заведующий лабораторией мониторинга показателей здоровья ГИДЦ Управления образованием Министерства образования Республики Татарстан.

Идея, которую Бейниш Хаймович продвигает с начала девяностых годов, крайне проста: каждый физрук в школе должен быть вооружен методикой комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся. Так, собственно, и называется его книга, вышедшая в издательстве «Советский спорт».

Эта методика проста - достаточно регулярно замерять такие показатели здоровья детей, как рост, вес, артериальное давление, частота пульса и так далее. Затем рассчитывать по нехитрым формулам ростовесовой показатель, индекс массы тела, индекс Руфье, силовой и жировой индексы, пробы Штанге и Генча, ортостатическое давление - в общем, все показатели, давно известные учителям физкультуры по лекциям в институте.

Причем вручную делать этого не надо - всю черную работу сделает за вас Excel. Туда вписываются все имена учеников и их параметры, а программа сама считает все показатели по уже заданным формулам. Вот здесь, кстати, учителю физкультуры могут помочь дети, освобожденные от занятий. Вместо того, чтобы слоняться по спортзалу или скучать на скамейке, они могут и имена вписать, и формулы внести, и, наконец, замерить все необходимые параметры у своих одноклассников.

- Зачем мне все это нужно, может сказать учитель физкультуры, - риторически спрашивает Бейниш Хаймович. - Да затем, что без такого мониторинга, по классам и по годам, мы не видим своих результатов. Затем, что у вас появляется в руках мощный инструмент анализа собственной работы, текущего состояния здоровья учеников, да к тому же еще и прекрасная форма отчетности. Спросит мэр, например, - мы, мол, оборудовали спортзалы, а где результат? А у вас вот он - налицо, в диаграммах и таблицах.

Подробнее о методике Бейниша Ланды вы можете прочесть в газете «Спорт в школе» (http://spo.1september.ru/2005/10/13.htm).

Кстати, методика Ланды предполагает мониторинг не только физической подготовленности учеников, но и уровня их теоретических знаний. Об этом шла речь на лекции с компьютерной презентацией «Проектирование тестов по физической культуре», которую вел доцент Педагогического института физической культуры МГПУ Ильдар Латыпов.

Он продемонстрировал примеры компьютерных тестов. Содержательная часть тестовых заданий и методика их составления особых вопросов у аудитории не вызвали. Интересовались учителя, в первую очередь, технологией создания таких тестов.

- Эти тесты сделаны во Флеше, - пояснил лектор. - Для неподготовленного человека это очень сложная технология. Я советую вам использовать специальные программы по создания тестов. Например, программу «Прометей». Найти вы ее можете по адресу - http://www.prometeus.ru/index.html.

Третья линейка дня

День завершался лекцией «Новое содержание программы по физической культуре в свете стандартов второго поколения», которую вел Анатолий Матвеев, руководитель группы разработчиков содержания образования по физической культуре.

Анатолий Петрович долго и подробно рассказывал об истории создания, идеологии и структуре стандартов второго поколения.

- Прежняя концепция физического образования была ориентирована прежде всего на физическую подготовку ребенка, - говорил он. - Все мы в прошлом спортсмены и невольно в работе с детьми входим в режим спортивной тренировки.

Нынешняя концепция, по словам Анатолия Петровича, выгодно отличается от старой. В ней «мы не только учим ребят, но и объясняем, зачем ему нужны все эти кувырки и мостики».

Анатолий Петрович, впрочем, не рассказал - зачем же они нужны в концептуальном смысле.

- Ребенок должен осваивать двигательную деятельность, - пояснил он. - А она может выражаться в разном возрасте по-разному.

Правда, ближе к концу лекции учителя все же выпытали у руководителя группы разработчиков содержания образования по физической культуре - что же изменилось в содержании физической культуры?

- Мы сохранили преемственность, - сказал Анатолий Матвеев. - Поэтому, что касается непосредственно содержания, то по сравнению с прошлым стандартом оно изменилось не более чем на 20%.

- Выходит, мы будем учить тем же кувыркам и мостикам? - удивилась учительница в первых рядах.

- Да, но с другим концептуальным смыслом, - пояснила ее соседка.

…Этот день открывался в миноре, а заканчивался он, как и всякий хороший урок физкультуры - «на подъеме», с чувством, словно ты выпил кислородный коктейль или пробежал пятикилометровый кросс свежим весенним утром.

Именно такое чувство было у всех, кто заглянул на мастер-класс «Уроки для всех», который вел Дмитрий Бесполов, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года-2004» из московской школы № 335.

Как писали старинные писатели, «мое перо не в силах было выразить» того, что там творилось.

Скажу лишь, что десять взрослых учителей физкультуры целый час самозабвенно играли в игры, которые придумал Дмитрий Васильевич. Обычная игра «вышибала» у него превращалась в настоящие спортивные шахматы: с двумя замками из матов, которые держали «пешки», с «офицерами», которые должны ловить мяч, и «королевой», которую надо было оберегать от бросков противника. А «гимнастика официанта» с куском картона в виде подноса и губкой, изображающей блюдо? И все это под зажигательную музыку, которая, по словам Бесполова, является просто неотъемлемым элементом упражнений.

- К некоторым занятиям мы целый год ищем музыку, - рассказывал он.

…День учителя физической культуры закончился. Я шел к метро, а в голове играла одна из недавно услышанных мелодий. Погода чудесная. В парке птицы поют. И куда я дел свои кроссовки?

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон