Рейтинг@Mail.ru

7 апреля 2010

7 апреля – День учителя МХК, музыки и ИЗО 

Педагогический марафон 2010

Звучали и более специальные комментарии нотного текста: «В этом эпизоде много вилочек», «Шопен много пишет, хотя и не так много, как Скрябин, - пояснял ведущий обилие знаков, указывающих на изменение темпа, громкости, эмоциональной окраски, - вот здесь указано: живо, но неторопливо», и тут же зал слышал, как эта ремарка композитора оживляла исполнение. Музыканты, собравшиеся в зале, слушали, затаив дыхание...

Зато на семинаре «Искусство передвижников на уроке МХК» научного сотрудника ИХО РАО Елены Медковой происходило прямо-таки брожение умов и народные волнения. Все еще с начальной школы знают, что живопись передвижников - безусловная классика русского искусства. На ее образцах нужно воспитывать у детей художественный вкус и национальное самосознание. Но ведущая начала свое выступление с довольно провокационного описания беседы с ребенком, которому не нравится картина Саврасова «Грачи прилетели». Не нравится потому, что «там все грязное, серое, и церковь облезлая, а у моего дома церковь отремонтировали». И на протяжении всего семинара ведущая пыталась не то чтобы доказать, что ребенок прав, но по крайней мере объяснить естественность его реакции.

Эпоха передвижников обрамлена во времени Золотым (до) и Серебряным (после) веками в русском искусстве. Любое национальное искусство отражает национальную картину мира. «Посмотрите голландцев XVII века, им повезло, живопись сложилась на волне национального подъема», а картины полны любовно изображенными бытовыми деталями вплоть до чисто вымытого пола. «Значит, чистый пол входил в национальную картину мира голландцев».

Русский Золотой век был наполнен идеями созидания, просвещения, даже смерть трактовалась как героическое сопротивление. Но к середине XIX века общественный настрой меняется, и его выражают передвижники, которые не отошли от национальной картины мира, а обратились к ее изнанке, комплексам, негативным переживаниям. Они подчеркнуто отказываются от индивидуальной манеры письма, отвергают принципы идеализации в искусстве. Исчезают натюрморт, жанровая сцена, детский и женский портрет. Е.Медкова подкрепила свои доводы иллюстрациями. Вот ряд портретов, немолодые некрасивые мужчины, все сидят вполоборота, сцепив руки на коленях, взгляд безрадостный. Все написаны по одному канону, даже «Христос в пустыне» Крамского изображен по этому же лекалу. И «шаблон убивает красоту».

Исторические сцены более разнообразны. Но все они представляют историю как цепь злодеяний: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Иван Грозный убивает своего сына». «И ведь этими картинами полны учебники для начальной школы, - сокрушенно прокомментировала ведущая, - а ведь малыши еще и уверены, что это фотографии».

В ответ на такую трактовку передвижников в зале начался тихий ропот. Однако ведущая продолжала говорить о том, что нация в это время вступила на путь терроризма, героем становится жертва: «Посмотрите на картину «Не ждали». Мало того, что герой пожертвовал всем, провел какое-то время на каторге, так еще и дома его «не ждали», когда он вернулся».

Труд изображается как бесконечное страдание, в большинстве полотен разлита пресловутая русская тоска, стоит только взглянуть на пейзажи Петербурга Ф.Васильева. Для большей наглядности ведущая предлагает сравнить работы передвижников с живописью их европейских коллег того же времени, где изображаются сцены быта и тяжелого крестьянского труда, но краски другие. И настрой совсем другой, люди на этих полотнах работают, чтобы продолжалась жизнь.

Даже дорога в русской живописи второй половины XIX века ведет или в никуда, или от дома, а «Крестный ход» Репина - «это перемещение людской массы из одного пустого пространства в другое». Дом тоже перестает в это время быть символом уюта и надежности. Посмотрите, «Меншиков в Березове» мало того что изображен в чужом жилище, он с домочадцами сидит в верхней одежде. Одним словом, жизнь в картинах передвижников тосклива, депрессивна и невыносима. По мере того как доказательства этого тезиса накапливаются, растет и ропот в аудитории. Несмотря на доказательства, многие учителя, особенно те, что постарше, начинают обмениваться возмущенными замечаниями, а то и вовсе уходят.

К счастью, семинар заканчивается не на минорной ноте. Вместе с русским XIX веком к своему концу он выруливает к позитивным переменам. Передвижников сменили представители Серебряного века. В живопись возвращаются темы света, дома, любви, лета. Появляются изображения детей и женщин, например, автопортреты Серебряковой, где художник осознает себя в самых разных ролях. Снова художники обращаются к натюрморту - Лентулов, Петров-Водкин, Борисов-Мусатов.

А участники марафона, дослушавшие до конца ведущую семинара, разражаются аплодисментами.

Многие из них, настроившись на искусствоведческую тематику, пошли и на мастер-класс «Русский авангард и его «измы». Экспозиция «Искусство XX века» в Третьяковской галерее на Крымском валу», который вела Елена Герасимова, заведующая отделом образовательных программ ГТГ. Она начала с довольно грустного вопроса: «Почему в ЦДХ, где собрана самая лучшая коллекция русского авангарда - Кандинский, Малевич, Шагал, Петров-Водкин, - не приводят школьников?» - и сама же предположила, что, во-первых, учителя редко обращаются к теме русского авангарда из-за сложности подготовки, ведь хороших репродукций в интернете не найти: проблемы с авторскими правами. А во-вторых, искусство этого периода трудно для понимания: «Человеку, не имеющему эстетического опыта, объяснить про «Черный квадрат» невозможно. Это высшая математика». Тем не менее обращаться к этому периоду необходимо: «Когда постигаешь сложное, сам становишься сложнее».

Именно поэтому мастер-класс был посвящен Малевичу, «самой одиозной фигуре среди авангардистов. Кандинским, например, можно любоваться, не вникая. А Малевича нужно понимать». И рассказ начался с самого детства художника, выросшего в украинской деревне, среди расписных хат-мазанок и ослепительно-ярких народных костюмов. Весь творческий путь от первых, реалистических, работ, через все «измы» к всемирно известному «Черному квадрату» с трудом уместился в более чем часовое занятие. Тем, кто проникся важностью этой темы, ведущая предложила продолжить изучение русского искусства XX века на лекциях в ЦДХ на Крымском валу, где проходят лекции для взрослых и экскурсии для школьников.

Те участники, кто сосредоточился на этот раз на методических проблемах, тоже смогли найти для себя несколько полезных с практической точки зрения занятий. Кандидат педагогических наук Оксана Локтева и учитель МХК лицея № 1575 Елена Ноздрякова на мастер-классе «Уроки МХК: живо и интересно. Игровые интерактивные методы» представили свое пособие «Педагогический конструктор», в котором собрали игры на все случаи педагогической жизни. Из более чем полутора сотен можно выбирать нужную в зависимости от задач урока, комбинировать, вносить разнообразие в любой этап урока. Ведь, по словам ведущих, «мы настроены давать знания, а дети хотели бы играть», значит, мы должны по возможности упаковывать знания в игровую форму.

О том, как на практике удается сделать соответствующий предметный цикл увлекательным и интерактивным, можно было узнать и на секции «ИКТ и творчество на уроках искусства на примере МХК, музыки и изобразительного искусства», где, например, прозвучал доклад Елены Гудкевич, учителя МХК ГОУ «Школа-интернат Интеллектуал» «ИКТ в пространстве внеурочной деятельности по мировой художественной культуре». Как иногда случается, именно при представлении методов ИКТ дала сбой компьютерная презентация. «Это символично, - улыбнулась ведущая, - но ситуация рабочая, бывает» - и стала рассказывать об опыте работы, используя видеоматериалы. Судя по ее рассказу, в «Интеллектуале» накоплен немалый опыт в использовании ИКТ: работает школьный сайт, ребята снимают в технологии флэш-анимации мультфильмы и даже мини-фильмы в рамках творческого проекта «Ожившие полотна», где ученики имитируют известные картины, которые начинают «оживать». Проект пользуется популярностью и позволяет интегрировать сразу несколько видов деятельности: изготовление костюмов, музыку, танец, видеосъемку. Свой сайт есть и у Е.Гудкевич, где, кстати, могут найти материалы интернет-уроков МХК «те, кто проболел, прогулял, не записал». Его адрес: http://goodmhk.narod.ru/. Автор приглашает всех, кому было бы интересно соединить возможности МХК и цифровых технологий.

Елена Куценко

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон