6 апреля 2010
6 апреля – День учителя истории
Педагогический марафон 2010
День начался с мастер-класса лауреата конкурса «Учитель года - 2009» Владимира Кружалова «Интегрированные подходы к преподаванию истории России». Владимир Владимирович сразу обозначил педагогическую проблему: в различных учебниках и методических пособиях встречаются разные трактовки научных определений, что порой ставит в тупик учеников. Как быть? Вот решение: дать ребятам инструментарий, который позволит выводить определения самостоятельно.
С этой целью учитель проводит в 9-ом классе «установочный урок», предлагая ребятам освоить «алгоритм» вывода определений. Задача определения - обозначить принадлежность определяемого к какой-либо общей категории либо группе предметов. А во второй части определения должны быть обозначены признаки, которые выделяют определяемое из группы других «родовых предметов». Вот и вся премудрость.
Затем учитель предложил участникам марафона потренироваться в выведении определений.
Заметим, что у мастер-класса была и вторая часть, где рассматривалась интригующая проблема «Как научить истории за один урок?». Но эта тема требует отдельного разговора.
Самые положительные впечатления вынесли гости марафона и с мастер-класса кандидата исторических наук Марины Черновой «Как создать школьный музей: от замысла к практике». Как отметила одна из участниц: «на этом мастер-классе я впервые поняла, что создание школьного музея - особая работа, которая затрагивает все значимые аспекты образовательного процесса. Это воспитание у ребенка чувства сопричастности истории, это развитие умения работать в коллективе, это овладение исследовательскими навыками, то есть - все!».
Ведущие круглого стола «Информационные технологии на уроке истории» заместитель председателя Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по информатике Вячеслав Лещинер и методист по географии Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования города Москвы Дмитрий Новенко рассказали об интересных для учителей разработках в сфере информационных технологий. В частности, о модели «Школы информатизации», которая внедрена в образовательных учреждениях города Москвы.
Что такое «Школа информатизации»? Это общегородская виртуальная среда, которая позволяет учителю вести педагогическую работу через интернет: создавать собственные ресурсы, организовать общение с учениками, проводить дистанционные занятия. Кроме того, ведущие рассказали о специальных программах, которые дают возможность сделать обучение более эффективным. Одна из таких программ представляет собой особую информационную среду для создания исторических карт. Установив эту программу, учитель получает возможность создавать вместе с детьми карты, иллюстрирующие разные периоды истории и типы исторических процессов с помощью различных средств, в том числе анимационных.
Еще одна программа - хронолайнер: универсальное средство для построения так называемых «лент времени». Лента времени - это модель определенной последовательности исторических событий. Здесь же содержаться гиперссылки на различные источники информации о том или ином событии, включая характеристику его участников, описание исторического контекста, иллюстративный материал. То есть эта своего рода база данных по конкретной исторической «цепочке событий». Хронолайнер входит в Национальную коллекцию цифровых информационных ресурсов образования, которые свободно распространяются в системе общего образования и могут быть приобретены любой школой. Более подробную информацию об этой и других информационных разработках можно найти на сайте www.school-collection.edu.ru , а информацию о деятельности московских учителей в виртуальном образовательном пространстве - на сайте Лаборатории дистанционного повышения квалификации педагогов www.learning.9151394.ru .
С новыми методологическими принципами исторического образования участников марафона познакомил доктор исторических наук, проректор Московского института открытого образования Алексей Лубков. В своем сообщении «О современных тенденциях в исторической науке и их отражении в школьных курсах» Алексей Владимирович обратил внимание собравшихся на то, что в настоящее время пересматривается концепция гуманитарного образования: происходит уход от прежней знаниевой парадигмы. В педагогическом сообществе постепенно утверждается идея, что школьное образование - это прежде всего ориентация в мире ценностей и смыслов. Примечательно также, что в самой гуманитарной науке сегодня большое значение придается личной позиции человека. В то же время остается актуальной проблема поиска объективной истины. И здесь мы встречаемся с противоречием, которое пока что не получило своего разрешения.
Большой разговор о подготовке к сдаче Единого государственного экзамена начал заслуженный учитель РФ Владимир Румянцев. В своей лекции «Готовимся к ЕГЭ по истории» педагог представил аудитории методическое пособие «ЕГЭ. История России. Интенсивный минимум» (издательство «Айрис-пресс»), составленное на основании требований обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования. Каждый раздел пособия заканчивается перечнем основных дат, терминов, а также проверочным тестом в формате ЕГЭ. В кулуарах многие учителя отметили практичность и продуманную структуру этого издания, хотя были и скептические отзывы: «В пособии дан минимум, а содержание ЕГЭ составлено по максимуму!».
Педагогов также заинтересовало пособие «ЕГЭ. Работа с документами на уроках истории», поскольку «эта часть работы часто выпадает из процесса подготовки к экзамену». Дополнительную информацию о методической литературе смотрите на сайте издательства www.airis.ru .
Дальнейшее развитие тема ЕГЭ получила в выступлении заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования Сергея Козленко «Единый государственный экзамен по истории и обществознанию в 2010 году». Профессор отметил, что, главные «сюрпризы» абитуриентом этого года готовит не история, а обществознание. Во-первых, в ЕГЭ по обществознанию введены новые «содержательные единицы». Наибольшее количество таковых присутствует в разделе «Право».
Кроме того, введено новое задание - С8, которое не будет легким «даже для учителей». Задание требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Выступающий также обратил внимание на момент, который часто выпадает из поля зрения педагогов и родителей. Учителям известно, что апелляция по поводу несогласия с результатами ЕГЭ может подаваться только в отношении части «С». Но важно также иметь в виду, что, подав подобную апелляцию, ученик имеет право на информацию, которая позволит ему сравнить свои ответы в части «А» и «Б» с тем, как «расшифровал» эти ответы компьютер. При этом могут быть выявлены ошибки «машинной обработки».
И, наконец, в завершении дня явно проявились противоречия между тенденцией к обновлению образования и задачей подготовки к ЕГЭ. Это произошло на лекции декана исторического факультета Тульского государственного педагогического университета, профессора Елены Симоновой «Новый образовательный стандарт. Система современных учебных пособий по истории России, в том числе и для подготовки к ЕГЭ: контурные карты, рабочие тетради, наглядные пособия».
Елена Викторовна заметила, что результаты образования в новом стандарте разделены на три части: личностные, метапредметные и предметные. Личностные, в частности, связаны с осознанием собственной идентичности, осмыслением опыта предшествующих поколений, пониманием культурного многообразия мира. Достижение метапредметных результатов предполагает овладение способами сознательной организации и регулирования своей деятельности… И все бы хорошо, но сегодня отсутствует сколь-либо ясное понимание того, каким образом можно оценить реализацию всех этих замечательных целей. К тому же подобные задачи предполагают использование игровых и других активных методов обучения, но у школьных учителей просто нет на это времени, поскольку основное время уходит на подготовку к ЕГЭ. Более того, время, когда ребята согласно плану должны изучать историю второй половины ХХ века, зачастую используется ими для занятий с репетиторами.