Игра, квест, перфоманс, симуляция…
Обсудим самый необычный формат преподавания, о котором мечтают в вузах.

Что, если бы пару по квантовой механике можно было пройти в формате детективного квеста, а историю архитектуры — изучать, надев шлем виртуальной реальности и «прогуливаясь» по древним городам? Ко Дню преподавателя высшей школы мы спросили у самих педагогов о самом творческом и нестандартном формате, который они уже опробовали в аудитории или только мечтают воплотить.
Ответы преподавателей ломают стереотипы о скучных лекциях и открывают окно в будущее университетского образования, где главный инструмент — не указка, а воображение.
Библиотека вместо аудитории
«Первую пару для первокурсников я провел не в аудитории, а в библиотеке!» — таким неожиданным решением поделился Юрий Николаевич Олейник, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии факультета психологии, педагогики и социологии Московского гуманитарного университета.

Этот креативный подход позволил с самого начала погрузить студентов в практическую среду. Вместо «голой» абстрактной теории они сразу получили профессиональные навыки: изучили фонды, зарегистрировались в научных базах и применили знания на практике, выполнив задания по поиску литературы. По словам Юрия Николаевича, такой формат не только познакомил студентов с «кухней» научной работы, но и мотивировал их к самостоятельным исследованиям с самых первых дней учебы. Таким образом, студенты сразу усвоили главный принцип работы будущего психолога: любое исследование начинается с самостоятельного и грамотного изучения фундамента. Это был их первый настоящий, «взрослый» шаг в профессию.
Исследование личности через метафору
«Я буду встречать День народного единства в Якутске, куда меня пригласили для участия в крупном образовательном форуме. На данный момент для меня главным профессиональным вызовом и нестандартным методическим приемом будет совместное написание педагогической сказки, связанной с содержанием личностного развития. Мы будем исследовать через метафору такие сложные темы, как самоопределение, эмоциональный интеллект и нравственный выбор», – поделился планами Андрей Наумович Иоффе, кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ.

Этот эксперимент Андрей Наумович начал еще в прошлом месяце с группой старшеклассников одной из московских школ. Ученики и преподаватель успели набросать интересных персонажей – например, «Хранителя Внутреннего Компаса» и «Сфинкса Жизненных Выборов», но глубинная работа над сюжетом только начиналась, и времени на полноценное погружение, к сожалению, не хватило.
В конце ноября Иоффе планирует попробовать этот формат с педагогами на запланированном семинаре-практикуме. С коллегами времени для глубокой рефлексии и совместного творчества должно быть достаточно. Преподаватели планируют не просто сочинить историю, а попробуют «прожить» ее, чтобы понять, как этот инструмент можно использовать в их повседневной работе с детьми.
«А что в итоге получится – жизнь покажет. Ведь она не сказка, где финал можно придумать заранее. В педагогике самый честный и ценный результат всегда рождается спонтанно, в диалоге и сотворчестве», — резюмировал Андрей Наумович.
Игры и моделирование как инструмент обучения
В вузе каждый преподаватель дает свой предмет на высоком уровне, но у студента одна голова: это создает перегрузку и мешает усвоению материала, считает Владимир Семенович Фридман, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии, биологических инвазий и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Решение есть: вместо того чтобы пытаться «впихнуть» все знания, стоит разбить материал на порции, помочь каждому студенту найти в предмете свою, самую интересную для него тему и дать ему инструменты, чтобы студент мог самостоятельно углублять знания.

«Поясню, как это работает на примере курса «Охрана окружающей среды» в МГУ. Студенты составляют вопросы по лекциям, а другие студенты на них отвечают. Оценивается, прежде всего, не фактология, а умение видеть проблемы и нестандартно мыслить. Также мы применяем Модель World3. На факультативе студенты с помощью компьютерной модели пытаются спасти мир от экологического кризиса, меняя параметры экономики и демографии. Это наглядно показывает, как достичь устойчивого развития», – рассказал Владимир Семенович.
Еще один интересный формат работы на биофаке МГУ – игра «Всемирное рыболовство». Студенты делятся на команды-«компании». Если они конкурируют и ловят как можно больше рыбы, то быстро уничтожают ресурс и разоряются. Если договариваются и вводят квоты, то сохраняют рыбу и получают больше прибыли. Это доказывает важность сотрудничества и планирования. Такой подход, по мнению Фридмана, позволяет студенту не просто «вызубрить» материал, а найти свою область интереса и научиться самостоятельно работать с информацией.
Учитель для «золотого периода детства»
Подготовка будущего педагога к работе с детьми раннего возраста – дошкольного и младшего школьного, должна отличаться метапредметностью, уверена Елена Ивановна Юдина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования Российского нового университета. Ребенок в этом возрасте развивается синтетически, абсолютно в разных направлениях. Готовить воспитателя или преподавателя, который будет работать с детьми, нужно особым образом. Подготовка учителя для средней школы сфокусирована на узкопредметных знаниях, тогда как в вузе и вовсе не занимаются формированием личности, ограничиваясь учебной деятельностью. Это в корне неверно, считает Елена Ивановна. Для педагогов, работающих с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, необходим принципиально иной, метапредметный подход. Он должен заключаться в синтезе искусств, науки и практических дел, ставя во главу угла формирование творческой, харизматичной личности будущего воспитателя с высоким духовно-нравственным потенциалом.
Она напоминает о «золотом периоде детства», когда ребенок развивается синтетически: «и рисует, и танцует», с опорой на работы.
«Человек, который будет воспитывать, развивать ребенка этого возраста, если он сам не будет дотягивать до этого понимания и до этого развития… ну, просто никакой». Поэтому подготовка такого педагога не должна быть заужена до одного предмета — ее нужно расширить до масштабов человеческой личности с ее безмерными возможностями, — говорит Елена Ивановна. — Чтобы будущий педагог мог профессионально справляться со своими обязанностями, ему необходима разноплановая творческая подготовка. Для этого требуется создание целостного метапредметного блока с поэтапным усложнением заданий, от младших курсов к старшим».
Будущее — за гибкими и творческими форматами
В качестве инновационного формата, способствующего и личностному, и профессиональному росту, Елена Ивановна предлагает профессиональные и художественно-творческие практики. Этот формат, близкий к мастер-классам или творческим мастерским, системно связывает разные виды деятельности: дидактическую, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникационную.

«Профессиональные и художественно-творческие практики как инновационный формат вузовского педагогического образования — это особая духовная возможность самореализационной активности у будущих педагогов», — уверена Юдина.
В рамках таких практик учебные задания могут быть самыми разными: от репродуктивных, воспроизводящих, где осваиваются азы мастерства, до продуктивных и исследовательских. Студенты могут заниматься ораторским и актёрским искусством, работать над своим пластическим образом, жестикуляцией и мимикой, разыгрывать сценки из классической литературы или сочинённые самостоятельно.
Однако, у этого «замечательного инновационного формата» есть серьёзные препятствия. Он входит в противоречие с исторически сложившимися вузовскими формами обучения и требует особого пространства: «не только наличие столов и пар, но и пространство, например, с ковровым покрытием», зеркала, музыкальный инструмент, возможность видеозаписи. Чаще всего в высшей школе его реализации мешает экономическая невыгодность и стереотипы старых форматов.
Елена Ивановна, тем не менее, не унывает. Она убеждена: такой подход позволил бы выпускнику войти в класс «не сгорбившись, не с бегающими от ужаса глазами, а именно подготовленным», с позитивным имиджем, выразительной речью и умением читать стихи — тем, чему сейчас в вузе научить не могут, но вот преподавать в школе – придётся. Значит, настанет в скором будущем и ее час.
Опыт преподавателей, приведенный выше, доказывает: будущее высшей школы — за гибкими и творческими форматами. Квесты, игры, метафоры и художественные практики превращают студента из пассивного слушателя в активного участника, развивая критическое мышление и личную заинтересованность. Образование постепенно отходит от конвейерной модели, и эти смелые эксперименты прокладывают путь к учебе, где по-настоящему увлекаются и вдохновляются все — и студенты, и преподаватели. А что думаете вы, дорогие читатели? Какой формат показался наиболее увлекательным вам? Сталкивались ли вы с подобными подходами? Что мешает внедрению таких методик в вузах? Пишите, будем рады обратной связи.
Образование День преподавателя высшей школы
Источник: Учительская газета