Делай, что должно, и будь, что будет

16 ноября 2025, 19:10
Поделиться:

Инженер Андрей Рожков – о связи техники, педагогики, истории и патриотизма.

От схемотехники и оборонных проектов до банковских IT-систем и уроков военной истории для детей таков извилистый профессиональный путь Андрея Александровича Рожкова. В эксклюзивном интервью нашему изданию он рассказывает, как инженерное мышление помогает анализировать исторические битвы, почему в патриотической работе важна честность, и… как детский стишок про петушков может объяснить первоклассникам ритуальные сражения древних людей.

Андрей Александрович, Вы по диплому – инженер-конструктор? Расскажите подробнее о своем пути в профессию.

– Вообще, по диплому – инженер ЭВМ, схемотехник. Но так сложилась производственная необходимость, что больше работал инженером-конструктором. Но первая специальность очень помогала. Учился и работал в Московском институте электронной техники (МИЭТ), я – «вечерник». Мне на протяжении всего пути очень везло на талантливых и мудрых людей, у меня были прекрасные учителя и наставники. С огромной благодарностью вспоминаю начальника лаборатории В.А. Бархоткина и своего первого руководителя – инженера Б.Н. Ларина.

А какой был самый сложный или нестандартный проект в практике?

– Инженерных задач было много в разное время, но поскольку все они касались оборонки, рассказывать не могу. Скажу только, что работа в Отраслевой Лаборатории была лучшим временем моей жизни. Мы работали, не считаясь со временем не только потому, что решали важные задачи, но и просто было интересно! Разработка любой техники, а военной – особенно, это всегда компромисс, баланс качеств и свойств. Выиграешь в одном – проиграешь в чем-то другом. И найти этот баланс – дорогого стоит!

Как принципы конструирования надежность, оптимизация, функциональность влияют на Ваше восприятие мира за пределами профессии?

– Функциональность и красота, так точнее – краеугольный камень моего мировосприятия. Второе – очень важно. А.Н. Туполев говорил: «Хорошо летают только красивые самолеты». Это не только в авиации.

Кем Вы работаете сейчас? Что Вам важнее в работе: следовать проверенным методикам или искать инновационные, пусть и рискованные, решения?

– Сейчас это называется «айтишник». Если точнее, ведущий инженер в «Сбербанк-Сервис». В моей работе важна оперативность: решение должно быть принято максимально быстро и эффективно. Предпочитаю проверенные решения, но рисковать тоже приходится. Связь – основа всех процессов в современном мире, в финансах – особенно. По второй работе – ведущий специалист по военно-патриотической работе Объединения культурных и досуговых центров ЗелАО. А еще заместитель председателя Совета Ветеранов района Савелки – это общественная работа.

Как справляетесь с ситуацией, когда расчет или модель показывают одно, а практика совершенно другое?

– Я – практик. Практика – критерий истины. Процесс стараюсь сначала «смакетировать», опробовать, отладить, только потом практиковать. Расчеты – лишь справка.

Что побудило Вас прийти в педагогику? Что и где преподаете? Что дает работа с детьми из того, чего не хватило в инженерной?

– Педагогика – это очень громко сказано! Просто в какой-то момент понял, что обладаю знаниями и умениями, которые могу передать другим. Читаю лекции и провожу занятия по приглашению школ Зеленограда по военной и общей истории, военно-прикладным дисциплинам (огневая подготовка, матчасть оружия, основы тактической медицины, гражданская оборона). Из постоянных – курс военной истории с древнейших времен по настоящее время, который я четвертый год читаю в семейном клубе «Светоч» г. Лобни, которым руководит талантливый, увлеченный педагог – Антонина Валерьевна Иванова. Вообще, решение работать с детьми пришло далеко не сразу. Не было уверенности, что получится. Все определила встреча с замечательным человеком, Учителем «от Бога», настоящим офицером Олегом Сергеевичем Егиным. Именно он дал мне возможность попробовать себя в этом деле, научил основам педагогической работы в военно-патриотическом клубе Лобни «Каскад». Он же приобщил меня и к поисковому движению. Сейчас работа с детьми дает возможность творчества, которого очень не хватает на основной работе.

Как Вы переводите сложные технические и математические понятия на язык, понятный детям и подросткам? Можете привести пример?

– Любое сложное явление можно объяснить просто. Ищешь аналогии в природе, сказках, мультиках, фильмах. Например, когда рассказывал первоклассникам о ритуальных сражениях первобытных людей, привел в пример детский стишок: «Петушки распетушились, но подраться не решились. Если очень петушиться, можно перышка лишиться. Если перышка лишиться – нечем будет петушиться». Дети все прекрасно поняли.

Какой главный навык, помимо знаний военной истории, Вы стараетесь привить своим ученикам?

– Никогда не сдавайся и не паникуй! Ищи решение до последней возможности. И чем больше ты знаешь и умеешь, тем выше твои шансы на успех. Кстати, А.В. Суворов никогда не говорил: «Тяжело в учении, легко в бою!» Он был солдатом с детства и знал, что в бою не может быть легко. Фраза звучит так: «Тяжело в учении – легко на походе».

Считаете ли вы, что современное дополнительное техническое образование отвечает вызовам времени? Что бы вы в нем изменили?

– Мне трудно ответить на этот вопрос. Проблема в том, что инженерных, например, кружков и секций просто недопустимо мало, и они охватывают мизерное количество детей. Про их оснащенность я даже не говорю. Беда в том, что финансирования от государства недостаточно, а энтузиасты, на которых все держится, просто не могут себе позволить купить технический инвентарь. А в последнее время цены выросли просто неприлично… Пример: макет АК-74 для сборки-разборки три года назад можно было купить за 12-15 тысяч, что само по себе недешево, а сейчас он стоит более 35 тысяч рублей. Это при том, что себестоимость его копеечная.

Ваш интерес к военной истории — это хобби или нечто большее? Как он появился?

– Не знаю, наверное, нечто большее. Он у меня начал формироваться еще в начальных классах школы. У нас в семье была огромная библиотека. Читал много. И меня в этом не ограничивали, не говорили: «Это тебе рано!» Очень много рассказывала бабушка, которая в 1917 году окончила классическую гимназию с педагогическим классом. Дед погиб в 1942 году под Ржевом, он был московским ополченцем второго, «осеннего» ополчения, его память в семье всегда почиталась. Мне всегда были интересны воспоминания ветеранов, хотя настоящие фронтовики почти ничего не рассказывали о войне. Работа в оборонке дала много информации по военной технике, знакомство и общение с военными.

Как Ваше инженерное образование и опыт работы помогают в анализе исторических событий, сражений, военной техники?

– Очень помогают. Просто я прошел через все стадии разработки, хорошо знаю эти процессы, много работал в инженерных и военных организациях, понимаю мотивацию людей. А это мало меняется от эпохи к эпохе.

Есть ли у Вас период или тема в военной истории, которую Вы считаете особенно важной для понимания нашей страны сегодня?

– Конечно. Это переломные моменты. Таких в нашей истории было немало. Это и 12 век, нашествие монголов, это Смутное время. Но особенно – это начальный период Великой Отечественной Войны. Именно в такие периоды проявляется сущность человека. Все явления становятся «выпуклыми». Зеленоград находится в таком месте, где в конце ноября – начале декабря 1941 года решалась судьба нашей страны.

Я пять лет занимался поисковыми работами, их результаты, находки легли в основу музейной экспозиции «В 1941 году на 41 километре», созданной мной и коллегами на базе Совета ветеранов района Савелки. Считаю существование такой экспозиции необходимой, как для работы с детьми, так и со взрослыми. Люди должны знать, на какой земле они живут, и благодаря кому. Личные вещи, элементы военной формы, макеты оружия позволяют «прикоснуться к истории» и почувствовать дух времени. Вторая часть экспозиции посвящена военной истории России с древнейших времен до Первой Мировой войны. Экспозиции постоянно пополняются. Значительной их частью является коллекция военно-исторической миниатюры (оловянные солдатики, модели военной техники), которую собираю много лет.

Как, на Ваш взгляд, следует рассказывать о войне молодому поколению, чтобы это было правдиво, но не травматично?

– Честно и интересно. Не избегать спорных моментов. Предлагать задуматься об альтернативах. Пытаться сделать так, чтобы слушатель заинтересовался, задавал вопросы. Если после моего рассказа у слушателей возникли вопросы, считаю это своей маленькой победой. Значит, достучался. К сожалению, не всегда получается: особенно трудно со старшеклассниками.

Вы председатель Совета ветеранов района Савелки? В чем видите главную задачу Совета ветеранов в современном обществе? Это, в основном, социальная помощь?

– Заместитель председателя, ответственный за военно-патриотическую работу. Основная миссия Совета – скорее, дать ощущение, что пожилой человек не забыт. Дать возможность общения, творчества, самореализации. Человек умирает, когда перестает коммуницировать и чувствовать себя востребованным. У нас нет финансов. Социальная помощь – это управа.

Как Ваши навыки инженера и педагога помогают в общественной работе?

– Умение работать в коллективе и умение слушать и общаться с самыми разными людьми. И здесь, пожалуй, больше всего мне дало участие в течение 25 лет в работе избирательной комиссии – от наблюдателя до члена окружной комиссии.

С какими самыми большими трудностями сталкивается сегодня старшее поколение, на Ваш взгляд?

– Одиночество и ощущение ненужности. Общество всегда было довольно жестко к старикам, но теперь ситуация ухудшилась, из-за смены поколений и новой системы ценностей у молодежи. Как преодолеть – не знаю. Многое зависит от самих пожилых людей. Не стоит замыкаться в себе и своих болезнях. Нужно стараться найти себя в каком-нибудь деле.

Что лично Вам дает эта работа? Что Вы конкретно получаете от взаимодействия с ветеранами?

– То самое общение. Стараюсь занять людей, заинтересовать их, организовать.

Как знание военной истории, особенно историй конкретных людей, влияет на Вашу ответственность как инженера?

– Инженерная школа России дала множество примеров самоотверженного служения делу и Родине. Изобретатели никогда не купались в роскоши, их путь был часто вопреки мнению и господствующим тенденциям. Главный принцип: «Делай, что должно, и будь, что будет!» Так и живем.

Как Вы используете свой опыт историка, чтобы воспитывать в учениках патриотизм, гражданскую ответственность или критическое мышление?

– Главное – быть честным с теми, до кого пытаешься донести информацию. Наша история сама по себе достаточно героическая, чтобы ее приукрашивать. Стараюсь побудить слушателей почувствовать время, поставить себя на место исторических персонажей, «примерить на себя» ситуацию. Историю нужно почувствовать, иначе не уловить сути явления. Поэтому стараюсь делать занятия интерактивным, приношу экспонаты из исторических периодов, о которых рассказываю. По опыту, это – самый эффективный метод.

Ваша жизнь это уникальное сочетание точных наук, педагогики, истории и общественной деятельности. Видите ли Вы между ними общую, системную связь? Что является объединяющим стержнем?

Чтобы увидеть системную связь, надо дожить до 60 лет. Мой стержень – любую работу надо делать честно, с полной отдачей, как главное дело жизни.

Если подумать о Вашем наследии, что для Вас важнее: спроектированный механизм, знания, переданные ученикам, или сохраненная память о ветеранах?

– Это трудно разделить. И наследие – это слишком пафосно. Я не сделал научных открытий, не разработал чудо-оружия, был рядовым советским инженером, одним из многих. Я просто пытаюсь научить детей тому, что умею сам. В надежде и убеждении, что эти знания и умения им пригодятся.

Вы находитесь на стыке прошлого, настоящего и будущего. Как этот ракурс влияет на Ваше видение развития нашей страны?

– Я – реалист. Знаю, что будет очень непросто. Но это ведь не в первый раз в нашей истории. У России огромные перспективы и большое будущее. Только будущее зависит от нас и наших детей. От того, чему и как мы их научим.

Образование Интервью Персона

Источник: Учительская газета