Молодость мира – один день, миллион возможностей?
«Молодым везде у нас дорога» — эта известная фраза сегодня звучит скорее, как вопрос, чем как утверждение. Чтобы понять, насколько она соответствует реальности, мы в преддверии Всемирного дня молодежи, 10 ноября, решили спросить у главных экспертов в этом деле — у самих студентов. Их мнения о карьерных траекториях, необходимой поддержке и даже о том, до какого возраста длится молодость, оказались на удивление разнообразными и породили живую дискуссию. Оказалось, что у современного поколения есть свой, особый взгляд на собственные возможности и место в обществе.

Наша беседа стартовала с Московской международной академии (ММА). В преддверии Всемирного дня молодежи был проведен опрос среди студентов, чтобы выяснить их мнение о положении и возможностях молодого поколения в современном обществе. Результаты показали разнообразие взглядов по нескольким ключевым вопросам.
Отвечая на вопрос, действительно ли «молодым везде у нас дорога», многие респонденты выразили сомнение. Студенты факультета Экономики и управления Александр Соколов, Анастасия Мишнова и Исломджон Иназаров категорически не согласились с этим утверждением. Ангелина Прусова (факультет Рекламы и связей с общественностью) образно добавила, что эта дорога скорее напоминает узкую тропу в джунглях, которую приходится прокладывать самостоятельно. И неудивительно: родителям нынешней молодежи во многом помогало государство: от работы по распределению до обеспечения бесплатной медицины и образования.
В противовес этому, ряд студентов придерживается противоположной точки зрения. Сергей Варламов-Харитонов, Дарья Шевчук и Тимофей Морозиков (Экономика и управление), Виктория Максимова (Общая и клиническая психология), София Петряк (Институт лингвистики и педагогики) и Мурад Джафаров (Московский международный колледж) уверены в справедливости данной фразы и считают, что перед молодежью сегодня открыты все пути.
Второй вопрос касался необходимости преференций и льгот для молодежи. Здесь мнения также разделились. Анастасия Мишнова и Мадина Афлотунова (Институт лингвистики и педагогики) уверены, что поддержка на начальном этапе карьеры необходима. Ангелина Прусова поддержала эту позицию, отметив, что льготы выполняют роль стартового капитала и социального лифта. В то же время Александр Соколов убежден, что молодежь должна всего добиваться сама, без дополнительной помощи.
Не было единства и в определении возрастных границ молодежи. Студенты предложили разные варианты: Александр Соколов считает, что к молодежи относятся люди с 16 до 24 лет, а Елисей Петухов (Институт лингвистики и педагогики) указывает рамки от 17 до 25. Дарья Неижко (Общая и клиническая психология) определяет этот период как 18–30 лет. Более широкий диапазон – от 16 до 35 лет – предлагает Ангелина Прусова, с чем согласен Сергей Варламов-Харитонов. При этом Анастасия Мишнова и Мадина Афлотунова полагают, что старше 30 лет молодежный возраст уже заканчивается.
«Я думаю, молодым сейчас не так уж просто — дорога, вроде, есть, но не гладкая. Молодость помогает, да, но сама по себе карьеру не делает. Главное — желание, характер и немного везения. Молодым точно нужна поддержка, хотя бы в начале, а дальше уже можно и самим пробиваться. А молод ты, пока тебе не всё равно и глаза горят — возраст тут вообще ни при чём», – утверждает Светлана Сазоненко, второкурсница ИЭУиФ Российского нового университета (РосНОУ), направления подготовки «Экономика».
Мария Лекарева, студентка четвертого курса Московского государственного педагогического университета (МГПУ) считает главной проблемой подростков непонимание своих желаний или страх перед их реализацией.
«У ребят и так много комплексов, еще и в 16-17 лет на них обрушивается целый вал проблем: давление родителей, поступление в вуз, экзамены и особенности взросления, для мальчиков добавляется армия. Им кажется, что в этом возрасте они должны сделать окончательный выбор и быть в нем на сто процентов уверены. Складывается ощущение, что если ты сейчас не сделаешь выбор и не поступишь в желаемый вуз или вообще никуда, жизнь закончится», — считает Мария.
По словам девушки, переубедить подростков можно, дав понять, что это не так. Но для этого нужно время, и, что самое важное, молодые люди должны сами этого захотеть. Маша привела в пример свой опыт. После школы с высокими баллами ЕГЭ и почти красным аттестатом девушка поступила в колледж при Министерстве иностранных дел на делопроизводителя, следуя воле родителей, хотя сама была зачислена на бюджет в МПГУ на учителя истории.
«Родители мне сказали, что не надо туда идти, это мало что даст и «педагогом я успею стать всегда», — вспоминает Мария.
В результате, проучившись полгода, студентка из колледжа ушла: поняла, что сфера не ее. Будучи творческим человеком, она снова подала документы в МПГУ, уже точно зная, что ей туда нужно, и параллельно начала заниматься общественной деятельностью.
«Я не испугалась в своё время просто начать всё сначала, — резюмирует Мария. — Но в 17 лет я объективно не знала, чего хочу. Потом начала пробовать, и вот, «методом тыка» я пришла туда, где есть сейчас».
В настоящее время Мария Лекарева – председатель Молодежной палаты района Крюково в Зеленограде, учитель истории, фитнес-тренер и заместитель руководителя секции по образованию при Мосгордуме. Теперь она уверена совершенно твердо: нужно дать понять подросткам, что не надо бояться пробовать, и, желательно, их должны все-таки поддерживать родители.
С Марией с рядом оговорок солидарна и Юлия Шубина, пятикурсница психолого-педагогического направления МГПУ. Мотивированность и осознанность молодежи, полагает девушка, зависит от возраста. Если речь идет о людях 20-30 лет, то они все умеют — и брать возможности, и хотеть их, и пользоваться, и даже иногда ценить. Это связано не только с поколением, выросшим в постсоветское время, но и с более осознанным, рефлексирующим возрастом. Совсем иначе она видит подростков 14-17 лет. По ее мнению, большинство из них не умеют ни ценить, ни хотеть, ни пользоваться шансами — лишь единицы. У остальных в приоритете общение со сверстниками, самоутверждение и акцент на себе.
«То есть возраст не особо предполагает тут какую-то рефлексию «о, мне дают возможности, надо ими пользоваться, — поясняет Юлия, ссылаясь на труды Льва Выготского. — Здесь у них рефлексия только вообще начинает зарождаться».
К тому же, по словам девушки, совсем юное поколение выращено постсоветскими или даже советскими взрослыми, которые, сами живя в дефиците, балуют детей, что приводит к инфантильности и отсутствию целей у последних.
Возраст 18-19 лет Юлия называет пограничным: «…когда ты и не взрослый, и не ребенок, голова есть, а мозг – еще не известно, появился или нет», – шутит она. Но именно этот период студентка считает самым оптимальным для реализации своей потребности в развитии, так как закончилась школа и началась новая жизнь – студенческая.
Подводя итог дискуссии, Юлия, как будущий педагог-психолог, отмечает, что в широком смысле молодежью она считает людей от 16 до 30 лет, поскольку после двадцати семьи заводят реже и, соответственно, дольше занимаются собой.
«После 30, то есть 35 — по закону — это уже по ситуации, — улыбается Юля. — Если семьи нет — то, да, пока молодежь. Если уже есть ребенок — то все, ребят, вы потеряли этого человека из рядов молодежных активистов. Он уже «полностью познал эту жизнь».
А как считаете вы, дорогие читатели? До какого возраста, по-вашему, длится молодость в современном мире? Следуете ли вы принципу «не бойся пробовать»? Что оказало большее влияние на ваш профессиональный выбор: совет родителей или ваше собственное кредо? Что или кто обеспечивает молодым «пропуск в большую жизнь»? А кто или что, напротив, мешает реализовать себя? Делитесь мнениями, мы будем рады обратной связи!
Источник: Учительская газета