Педагогическая сцена «Города мастеров»: одиннадцатый сезон состоялся!

8 ноября 2025, 14:07
Поделиться:

О том, что театр начинается с вешалки, знают даже те, кто в театре вовсе не бывал. При этом употребляется эта фраза зачастую в далеких от театра областях, когда хотят подчеркнуть важность именно первого впечатления…

А с чего же начинается Всероссийский фестиваль «Город мастеров»? Он вот уже одиннадцатый раз распахнул свои двери перед всеми желающими прикоснуться к искусству педагогической сцены – именно так многие называют мастер-классы, которые традиционно становятся основой программы этого замечательного события…

В самом деле, каждый учитель, стоя у доски перед детьми каждый день, подобен артисту, выходящему к публике на сцену. Недаром в последнее время при подготовке к конкурсам профессионального мастерства особое внимание уделяется и основам ораторского искусства и актерского мастерства, и умению держаться на сцене. Опытные учителя даже без такой подготовки прекрасно знают, что каждый урок – это маленький спектакль одного актера перед публикой, которую нужно не просто удивить и научить, но и сделать так, чтобы каждый из учеников от первой парты до «камчатки» тебе поверил…

Именно поэтому фестиваль «Город мастеров» лично я восприняла как большой педагогический спектакль в несколько действий, который выдерживает уже одиннадцатую постановку – а ведь это показатель мастерства и его участников, и организаторов! Надо сказать, что это событие проводится в накануне открытия конкурса педагогических достижений Центрального района Санкт-Петербурга как раз для подготовки его участников к конкурсным испытаниям. Но аудитория фестиваля — это не только участники конкурса, но и педагоги, желающие повысить собственную квалификацию. Например, узнав от меня о таком событии, его участниками стали и мой молодой коллега, призер конкурса «Первый учитель – 2025» Алексей Чибитько, и моя замечательная подруга и соратник по жюри конкурса «Учитель года» Виктория Владимировна Каранова, переехавшая из Магадана в северную столицу – встреча с ними стала еще одним подарком фестиваля!

Изначально, с 2014 года, фестиваль проводился как районный проект – приглашались победители конкурсов из образовательных организаций района. Позже в мероприятии стали принимать участие представители из других районов Санкт-Петербурга, а уже в 2023 году 16 педагогов из Центрального и других районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области представили лучшие педагогические практики, поделились своим профессиональным опытом, педагогическими идеями и наработками с коллегами. С 2024 года «Город мастеров» выходит на всероссийский уровень, приглашая к себе спикеров из разных регионов.

Так вот, с чего же начинается этот большой педагогический спектакль? Конечно же, со встреч тех, кто съехался в этом году из десяти регионов России на премьеру этого сезона!  Особенно тепло было заранее читать программу фестиваля, отмечая, что почти всех хорошо знаешь. И это неудивительно, ведь в этой большой сборной труппе (а как еще назвать команду артистов?) –  настоящие звезды российской педагогической сцены, признанные мастера слова, победители, призеры и лауреаты педагогических конкурсов, заслуженные и даже народные учителя! Конечно, находиться в такой команде лично для меня – это особая честь и доверие, снова и снова благодарю всех организаторов и лично Ирину Альбертовну Липатову за приглашение!

Однако, как и положено в любом спектакле – звенит третий звонок, и не простой, а школьный, и не просто школы, а легендарного Президентского физико-математического лицея №239! У меня, как у учителя математики, просто дух захватывает от того, что я находилась в стенах, где преподавали замечательные математики Валерий Идельевич Рыжик и Владимир Васильевич Бакрылов! А уж директора ФМЛ №239, Максима Яковлевич Пратусевича, заочно знает, мне кажется, любой учитель математики, жаль, что не удалось в этот раз познакомиться лично…

Увертюрой к началу фестиваля был гимн Санкт-Петербурга, исполненный хором школы, а со словами приветствия обратились заместитель главы администрации Центрального района Санкт-Петербурга Елена Валерьевна Трофимова и заместитель директора по УВР Президентского физико-математического лицея №239 Надежда Валентиновна Лазарева.

Первым действием этого масштабного педагогического спектакля стали пленарные лекции абсолютных победителей конкурса «Учитель года России» разных лет. О силе русского духа и о том, как воспитывать настоящий патриотизм говорил в своем выступлении заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель «Учителя года» в 2002 году Игорь Борисович Смирнов, задав тон этой части фестиваля. О том, какие вопросы задают урокам истории сейчас и в прошлом, рассказал директор Горчаковского лицея МГИМО, абсолютный победитель «Учителя года-2017» Илья Сергеевич Демаков. Одним из героев его лекции стал Михаил Васильевич Ломоносов, представший перед нами совершенно живым и понятным человеком. Завершил эту часть фестиваля народный учитель Чеченской республики, абсолютный победитель «Учителя года-2018» Алихан Мавладиевич Динаев, заставивший задуматься о том, заменит ли в самом деле нейросеть человека вообще и учителей в частности. Вывод каждый сделал для себя сам, но очевидно, что игнорировать возможности ИИ в нашей работе невозможно! Кстати, в этот же день Алихан Мавладиевич проводил в Санкт-Петербурге презентацию своей новой книги «Я не волшебник, я только учу», а некоторые спикеры, в том числе и я, привезли свой экземпляр на фестиваль специально для автографа автора!
В зале был еще один абсолютный победитель – Игорь Альбертович Карачевцев, встреча с который была настоящим подарком для всех нас! Его выступление было запланировано уже на сам конкурс педагогических достижений, участники которого будут иметь счастливую возможность услышать нашего легендарного Мастера слова.
Второе действие «Города мастеров» было разбито на три сессии мастер-классов, которые синхронно проходили в десяти аудиториях, что совершенно правильно с точки зрения организации такого масштабного события, но совершенно печально с точки зрения того, кто хотел бы побывать у каждого из спикеров!

Вот как одновременно попасть и на знаменитый тренинг Марии Евгеньевны Ахапкиной «Маленькие шаги большого спикера», и на мастер-класс Александра Александровича Буханистова «Детей надо учить на всякий случай всему»? Кстати, Александр Александрович считает, что якорьки внимания, с которых учитель должен начинать урок, помогает включить сразу всех учеников в работу, и щедро делился своими якорьками с аудиторией. Мне, как математику, было бы очень интересно послушать о сюжетной линии урока математики как о трамплине к метапредметным результатам обучения в исполнении Александры Сергеевны Маматковой; как несостоявшемуся (да-да!) историку – рассказ великолепного Сергея Александровича Букинича «Как пишется история…», а попала я на прекрасный мастер-класс Михаила Алексеевича Витте о формировании речевой культуры на уроках физики – и не прогадала, как не прогадала бы и в остальных девяти случаях, конечно! Но выступать на второй сессии мне нужно было именно после него, чтоб было делать гораздо легче, апеллируя в своем мастер-классе «Цена математической ошибки» к мнению физиков в лице Михаила Алексеевича.

Вообще, если можно было бы пропустить собственный мастер-класс, то на второй сессии я бы с удовольствием послушала выступление народного учителя РФ Андрея Валентиновича Мишина «Современный урок иностранного языка в российской школе: взгляд учителя, автора, эксперта», потому что его авторские подходы к проектированию современного урока универсальны, как основной вектор урока – это практика и системно-деятельностный подход, а главное – урок в его концепции всегда ДОБРЫЙ!

Кстати, на фестивале у меня произошла долгожданная развиртуализация и реальное знакомство с замечательным словесником Андреем Алексеевичем Журбиным, который на фестивале выступил даже дважды: во-первых, спасал Лермонтова за пределами урока литературы, а во-вторых, доказал, что неинтересных уроков литературы не бывает, что и неудивительно, судя по первому выступлению – уж у него-то таких точно нет! Всегда дарят удовольствие от своих выступлений другие словесники: Сергей Викторович Валюгин подарил аудитории «Метод Толстого», рассказав о том, как литература влияет на развитие детей, как создать необходимый социальный опыт для учащихся, как сделать «Разговоры о важном» увлекательными и вовлечь в них и учеников, и учителя; а Михаил Юрьевич Солонников поднял острую тему о роли учителя в век технократии.

На третьей сессии мастер-классов я окончательно решила оставаться в своей же аудитории, ведь мой коллега по цеху Арман Артурович Костанян на примере задачи о программировании правильного светофора разложил буквально по полочкам роли олимпиадника, хакера и гуманиста на уроке и показал, как применять эти роли и на уроках по другим предметам. И да – теперь у меня в библиотеке вторая книжка с автографом коллеги, привезенная с «Города мастеров» – это сборник олимпиадных задач Армана Артуровича, который он мне презентовал!

Разумеется, очень хотелось бы на этой сессии научиться управлять уроком у Дениса Игоревича Рочева, применять химию для всей семьи у Владимира Нодаровича Головнера, сочинять волшебные сказки по всем правила пути главного героя у Елены Юрьевны Мякишевой, но, к сожалению, пока мы не придумали такую сказку, где можно попасть на десять мастер-классов разом…

Зато у всех участников была возможность заранее выбрать мастер-класс для посещения на официальном сайте фестиваля – уверяю, места расхватывались как горячие пирожки! Но подробно ознакомиться с программой и спикерами можно и сейчас, потому что к двенадцатому фестивалю «Город мастеров» нужно готовиться не меньше чем за год, даже спикерам – а уж им в особенности!

Как и положено хорошему спектаклю, у «Города мастеров» для спикеров было особенное послевкусие – настоящее, театральное! Уникальным подарком всем нам стало посещение бессмертной оперы Джузеппе Верди «Риголетто» на сцене Мариинского театра, где настал наш черед рукоплескать мастерам оперной сцены. Конечно, педагогическая сцена более скромное место действия, чем сцена классических театров, чьи постановки знает, поет и цитирует весь мир – мы, например, весь день распевали песенку Герцога про сердце красавицы… Но нас объединяет то самое умение затронуть самые потаенные струны души человека, которое и отличает хорошего учителя, работающего с детьми по призванию и понимающего дальность действия своей профессии. Того самого, который учит не просто своему предмету, но и пониманию мира вокруг себя, умению ценить прекрасное, уважать окружающих. Того самого Мастера, которому и посвящались все одиннадцать замечательных фестивалей в городе на Неве, и, не сомневаюсь, будут посвящаться и впредь.

Образование Санкт-Петербург Записки учителя Город мастеров

Источник: Учительская газета