Переход на 12-летку: о таком нововведении для школьников говорить рано, считает глава Минпросвещения

1 ноября 2025, 18:42
Поделиться:

На инициативу перехода школьников к 12-летнему обучению и мнение о готовности ее реализации ответил глава Министерства просвещения Российской Федерации. Он полагает, что о введении 12-летнего обучения школьников говорить пока рано.

В обществе не раз обсуждалась идея 12-летнего образования школьников. В частности, по этому поводу высказывался заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб. По его мнению, срок обучения детей в школах необходимо увеличить с 11 до 12 лет, и начинать обучение стоит с шести лет. Об этом рассказывала «Учительская Россия».

Министр просвещения России Сергей Кравцов отметил, что такая инициатива не впервые появляется в информационном пространстве. «При этом необходимо учесть, что подобные дискуссии крайне важно вести только во взаимодействии с научным сообществом и педагогами, с экспертами в области образования и, конечно, с родителями, так как система образования очень чутко реагирует на любые изменения», – сказал глава ведомства.

Он напомнил, что Минпросвещения России внедрило единые федеральные основные общеобразовательные программы и календарно-поурочное планирование, чтобы сбалансировать нагрузку на педагогов и школьников. Министр подчеркнул, что все решения об изменениях в образовании принимаются лишь после их глубокого анализа и широкого обсуждения. Сергей Кравцов обратил также внимание, что главной задачей ведомства остается повышение качества образования. Об этом сообщает ТАСС.

По вопросу 12-годичного обучения в школе своими мнениями поделились также представители педагогического и родительского сообществ. Так, Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, уверен, что резкие перемены должны быть обоснованы серьезными исследованиями.

«Для Национальной родительской ассоциации не впервые слышать об этой инициативе. Считаю, что такие резкие перемены должны быть, действительно, обоснованы очень серьезными исследованиями. Не стоит следовать образцам школ Запада, в которых обучение начинается где-то с трех, четырех или пяти лет, фактически объединяя с дошкольным образованием.

В России всегда было хорошее, качественное дошкольное детство и оптимальный, на мой взгляд, срок обучения в общеобразовательной школе. Также надо задуматься о тех колоссальных затратах бюджета, которые могут возникнуть при появлении 12-ого года обучения. Прежде всего, социальная консервация на целый год в рамках школы, на мой взгляд, ни к чему хорошему в плане социального развития страны не приведет».

Татьяна Брылякова, директор школы № 27 г. Ижевска, член Общественной палаты Удмуртской Республики:

«Как директор школы № 27 и член Общественной палаты Удмуртской Республики, хочу честно и открыто высказать свое мнение по поводу предложения увеличить срок школьного обучения с 11 до 12 лет. На первый взгляд, идея: больше лет в школе – больше знаний – кажется понятной и даже логичной.

Но опыт показывает, что многие проблемы связаны не с длительностью обучения. Удлинение срока без системных изменений может привести к усталости детей, снижению мотивации и увеличению нагрузки на учителей и семьи. Поэтому любые реформы требуют крайне взвешенного подхода и обсуждения с педагогическим сообществом, родителями и экспертами.

Добавление еще одного года – это не просто еще один учебный год, это дополнительное время стресса, усталости и риска потерять интерес к учебе. Мы живем в быстро меняющемся мире. Чтобы дети были готовы к нему, им нужны не механические знания, а умение мыслить, творить и развиваться. Для этого нужно менять подходы и методы обучения, а не просто сидеть дольше за партой.

Кроме того, введение 12-летнего обучения требует значительных ресурсов и изменений в учебных программах, педагогической подготовке, инфраструктуре – это огромные затраты, которые не гарантируют положительного результата. Российская цивилизация исторически формировалась при иных условиях, и бессмысленно механически копировать зарубежные модели без учета национальных особенностей.

Министерство просвещения тоже считает нашу нынешнюю систему
11-летнего образования работоспособной и эффективной. Каждое изменение должно проходить через обсуждение с экспертами, учеными и педагогами, а также с родителями. Давайте вместе заботиться о настоящем качестве образования, чтобы школа была местом радости открытий, а не тягостным долгим испытанием!»

Елена Вострикова, учитель биологии, советник директора по воспитанию МАОУ Мысовской СОШ № 56 Республики Бурятия:

«В Общественной палате прозвучало предложение: срок обучения в школах нужно увеличить с нынешних 11 лет до 12, а начинать учебу следует с шести лет. Я согласна с позицией Минпросвещения России: «Любая новая инициатива должна проходить тщательное обсуждение и экспертизу, учитывать мнение профессионального сообщества, родителей и самих учащихся. Важно оценить возможные последствия изменений, выявить риски и преимущества.»

Я против введения 12-летнего образования и отправки детей в школу с шестилетнего возраста. Ведь это вызывает серьезные сомнения. Во-первых, увеличение продолжительности школьного обучения требует тщательной оценки последствий для психического и физического здоровья учащихся.
Во-вторых, качество образования зависит не столько от количества лет обучения, сколько от эффективности учебных программ и квалификации педагогов. В-третьих, ранняя адаптация детей к школьному режиму может негативно сказываться на их развитии и интересах. Таким образом, целесообразность введения 12-летней системы образования нуждается в серьезном обосновании и широкой общественной дискуссии».

София Походий, учитель русского языка и литературы Средней школы № 33 с углубленным изучением отдельных предметов, Камчатский край:

«БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ??? Как учитель, я часто задумываюсь о том, как лучше подготовить наших детей к будущей жизни. Вопрос о необходимости увеличения школьного обучения до 12 лет вызывает много обсуждений и споров. На мой взгляд, однозначно ответить на данный вопрос нельзя.

Потому как, с одной стороны, дополнительный год обучения может способствовать более глубокому усвоению знаний и подготовке учеников к взрослой жизни. Ведь современный мир требует от нас не только базовых знаний, но и умения критически мыслить, работать в команде и адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Но дополнительный год – это также и дополнительная нагрузка и стресс на учеников. Не все к этому готовы. Важно понимать, что такое изменение может повлиять на образовательную систему в целом. В конечном счете, решение должно основываться на тщательном анализе потребностей общества».

Образование Минпросвещения России школа 12-летнее обучение

Источник: Учительская газета