Кинопедагогика: образование через экран
Кино может стать ключом к личности подростка, мотиватором и даже ориентиром в профессии. Но как применять кино в образовании и воспитании, и точно ли это нужно современному педагогу?

Обычно подобные статьи начинаются с проблемы современного медиапотребления. Мы часто говорим о том, как картинка заменяет текст, о клиповом мышлении и необдуманности восприятия увиденного. Спорить с этим сложно, но педагогический вопрос звучит куда острее.
Он не только в том, как предотвращать негативное воздействие медиа, закладывать правильные ценности и развивать эстетическое восприятие. Современная проблема педагога и ученика в том, что образование все чаще воспринимается только как совершенствование навыка.
Но истинный смысл — в самом действии, в общении с учениками, с самим собой, с миром. Образование дает навык, но еще и отвечает на экзистенциальные вопросы.
Не стоит забывать, что фильмы — серьезное искусство, которое для современных детей не легче обычных книг. Но именно готовыми образами оно способно завладеть вниманием ребенка. При этом не стоит преуменьшать роль кинематографа в сравнении с книгой: любой фильм требует внимательного «прочтения», воображения, переживания и эмоций. Все это и есть — кинопедагогика.
Как применять кинопедагогику?
Кинопедагогика бывает разной. Если в самом начале пути она использовалась как подспорье к различным дисциплинам — как дополнительный инструмент, то сегодня во многих странах это уже самостоятельный предмет школьной программы.
Существует множество областей применения кино в образовании, поэтому у педагогов и родителей всегда есть выбор, с какой целью начинать использовать фильмы и мультфильмы в воспитании, обучении и развитии конкретных навыков.
— Для предотвращения негативного воздействия.
Ее суть — уменьшить влияние сомнительных фильмов на детей и подобрать произведения, транслирующие здоровые ценности.
— Для патриотического воспитания.
Такой подход входит в часть идеологического медиаобразования. Это не значит, что уроки будут связаны с политикой, темы могут касаться истории, антропологии, культуры.
— Для развития профессиональных навыков.
Один из самых популярных подходов в современном медиаобразовании — для тех, кто предпочитает практические упражнения: съемку, монтаж, фотографию.
Есть и другая разновидность — использование медиатекстов для иллюстрации материала по предметам: физике, математике, биологии, истории и др.
— Для развития эстетического восприятия и знакомства с культурами.
Любимый подход многих отечественных экспертов кинопедагогики. Он заключается в развитии личности на материале экранных искусств.
Здесь важно выбирать фильмы, повлиявшие на отечественную или мировую культуру: они формируют насмотренность, погружают в разные культурные контексты и воспитывают вкус к искусству.
В чем преимущество кинопедагогики?
Здесь мы возвращаемся к глобальному вопросу. Мы выбрали теорию и навыки, которые хотим развить, — теперь осталось подключить к этому людей. А эта задача куда сложнее.
Но нас спасает кино, которое может раскрыть тему дружбы, семьи и ответственности увлекательнее любой лекции.
Задача педагога: задать нужные вопросы и вывести детей на диалог. Вопросы должны соответствовать возрасту аудитории и выбранной цели занятия. Например, если кино используется для формирования личности и развития ценностных ориентиров, то важно обратить внимание на действия героев, их выбор и путь:
— Почему герои совершили такой поступок?
— Как он отразился на их дальнейшей судьбе?
— Что бы ты сделал на их месте?
— Какие уроки можно извлечь из этой истории?
Еще одно преимущество кинематографа — универсальность и широкий выбор тем, применимых как в основном, так и в дополнительном образовании.
Особенно полезно использовать фильмы при профилактике буллинга или на профориентационных уроках.
Раскрыть такие темы помогает сочетание документального и художественного кино: первое погружает в реальные факты, второе — дает пространство для эмоций, воображения и размышлений.
Почему это полезный инструмент?
Кинопедагогика — доступный и эффективный инструмент воспитания и образования.
С одной стороны, кино позволяет сделать урок живым и увлекательным, создать доверительную атмосферу. Главное уважать мнение каждого участника обсуждения.
С другой стороны, кино — это путь в большой мир живописи, музыки, литературы, театра. Оно пробуждает интерес, помогает сделать первые шаги в восприятии искусства и формирует вкус. Сегодня трудно представить современный образовательный процесс без кинопедагогики.
Чтобы узнать больше о направлении, найти фильмы для киноуроков и методические материалы, переходите на сайт первого образовательного онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс».
Автор: Никита Соловьёв.
Воспитание Культура Образование Кинопедагогика
Источник: Учительская газета