Подготовка к ВПР по русскому языку: взгляд учителя

20 октября 2025, 11:00
Поделиться:

Весной 2026 года мои ученики будут писать Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по русскому языку. Как учитель, я считаю, что для успешного выполнения ВПР необходима тщательная подготовка. Почему я придаю ей такое большое значение?

Во-первых, подготовка помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и вовремя скорректировать учебный процесс. Во-вторых, ученики знакомятся с типами заданий и структурой работы, а это снижает уровень стресса во время написания ВПР. В-третьих, школьники учатся самостоятельно анализировать задания и искать решения, а также закрепляют и углубляют знания по предмету. Всё это может положительно сказаться на общей успеваемости.

Для моих учеников ВПР – это возможность продемонстрировать свои знания и навыки, которые помогут им подготовиться к более серьёзным испытаниям в старших классах.

Изучив демонстрационные варианты ВПР по русскому языку, можно сказать, что в этом году никаких изменений не произошло. Однако мы помним, что в 2025 году демоверсии ВПР были серьёзно переработаны, поэтому призываю внимательно ознакомиться с ними. Это поможет выстроить корректный подход к подготовке.

При внимательном анализе изменений в демонстрационных вариантах можно лучше понять актуальные тенденции в образовании. Я обратил внимание, что в заданиях стали чаще встречаться вопросы, связанные с анализом текста. Например, может быть вот такое задание, проверяющее понимание текста:

Это свидетельствует о том, что в современном образовательном процессе больше внимания уделяется развитию навыков критического мышления и умению работать с информацией. Данное наблюдение можно использовать для корректировки учебного плана и акцентирования внимания на тех аспектах, которые требуют дополнительного изучения. Задания на анализ текста есть и в 5-х, и в 6-х классах:

Разумеется, основной упор в ВПР сделан на практическую часть (орфографическая и пунктуационная грамотность), а также на разные виды разборов: фонетический, словообразовательный, морфологический и синтаксический.

Среди заданий, которые часто вызывают затруднения у учеников 5 и 6 классов, можно выделить:

Эти задания требуют не только знания правил и норм русского языка, но и умения применять их на практике.

Например, задания на определение грамматической основы часто вызывают затруднения, потому что ученики не всегда могут правильно выделить подлежащее и сказуемое, особенно в осложнённых предложениях. А этот навык крайне необходим для синтаксического разбора и постановки запятых. Упражнения на правописание безударных гласных требуют хорошего знания орфографических правил и умения подбирать проверочные слова. К сожалению, не всем ученикам легко даётся эта задача из-за бедного словарного запаса. Задания на анализ текста требуют развитого навыка чтения и понимания прочитанного, умения выделять главную мысль и ключевые детали.

Я считаю, что для эффективной подготовки к ВПР особое внимание стоит уделить пособиям издательства «Экзамен». У них есть ряд важных преимуществ:

  • они созданы разработчиками демоверсий ВПР;
  • данные пособия получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования, что подтверждает их высокое качество и соответствие образовательным стандартам:
  • пособия содержат не только определённое количество вариантов, но и подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также ответы на все задания.

Благодаря этим пособиям ученики могут самостоятельно готовиться к ВПР. Подробные инструкции и примеры выполнения заданий помогают учащимся лучше понять требования к ответам и вариантам их оформления. Наличие верных ответов даёт возможность обучающимся самостоятельно проверять знания и отслеживать прогресс в подготовке к проверочной работе. Для родителей и учителей эти пособия становятся удобным инструментом контроля учебного процесса и оказания необходимой помощи.

На мой взгляд, ВПР — это не просто тестовые задания, а важный инструмент оценки уровня подготовки учащихся. Результаты проверочной работы могут использоваться для текущей и промежуточной аттестации, выявления и устранения образовательных пробелов, а также повышения качества образования в целом.

Я убеждён, что подготовка к ВПР должна быть комплексной. Нужно не только заучивать правила и выполнять типовые задания, но и развивать общеучебные навыки: умение планировать свою работу, анализировать информацию, делать выводы, грамотно и чётко излагать свои мысли. Было бы замечательно, если бы учителя и родители работали в тесном сотрудничестве, создавая ученику оптимальные условия для подготовки. Важно, чтобы этот процесс не воспринимался обучающимися как нечто негативное, а способствовал развитию интереса к предмету и желанию учиться. Уверен, что правильно организованная подготовка к ВПР — залог успеха наших учащихся, их заслуженные высокие баллы.

Образование ВПР

Источник: Учительская газета