Форум «Новая философия воспитания»: педагоги рассказали о его роли для системы образования

15 октября 2025, 17:55
Поделиться:

Директор Росдетцентра Александр Кудряшов ранее говорил, что в 2025 году впервые во всех округах страны проводятся федеральные форумы «Новая философия воспитания» при поддержке главы государства и Минпросвещения России.

В Орле проходит окружной форум «Новая философия воспитания». Он стал заключительным в серии из восьми федеральных форумов 2025 года, объединивших почти 5 500 участников. В Орловскую область приехали более 1 000 советников директоров по воспитанию школ и учреждений среднего профессионального образования, региональных и муниципальных координаторов проекта «Навигаторы детства», представителей родительского сообщества и ученического актива из 18 регионов Центрального федерального округа, а также из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Планируется, что на форуме разработают документ, закрепляющий ценностно-смысловую основу «Новой философии воспитания», в котором пропишут миссию и роль, а также корпоративную культуру и этикет для представителей данной сферы. Документ планируется представить на итоговом форуме в российской столице в ноябре 2025 года.

«Учительская газета» пообщалась с советниками директоров по воспитанию и узнала об их миссии, а также какую роль играют окружные форумы для всех участников образовательного процесса.

Наталья Смарыгина, советник директора по воспитанию Лицея №73 города Барнаула, федеральный координатор Всероссийского сообщества наставников-просветителей в Сибирском федеральном округе, региональный координатор Всероссийского сообщества наставников-просветителей в Алтайском крае:

– Федеральный окружной форум «Новая философия воспитания» – это значимое событие не только для образовательного сообщества округа, но и для всей страны. Форум выступает стратегической платформой, направленной на переосмысление и модернизацию подходов к воспитанию подрастающего поколения в условиях быстро меняющегося мира. Он призван объединить усилия советников директоров по воспитанию, экспертов и родителей для формирования единой воспитательной среды, основанной на духовно-нравственных ценностях, гражданской ответственности и уважении к традициям нашего Отечества.

Суть роли советника – быть тем самым ключевым звеном, которое соединяет школу, семью и ребенка в одно целое. Это не просто должность, это настоящая миссия по созданию той самой доверительной, почти семейной атмосферы в стенах школы. Взаимодействие советников с родительским сообществом – это краеугольный камень всей системы. Это не просто «информирование» или «привлечение», это глубокая, системная работа по построению партнерства.

Вот как это работает на практике у нас (эти примеры вижу перед глазами, и сама так работаю):

  • Советник как «переводчик» и мост между поколениями. Он находится на уникальной позиции: глубоко понимает современные образовательные и воспитательные тренды, язык и интересы детей – и при этом говорит с родителями на их языке, понимая их тревоги и ожидания. Он помогает родителям увидеть в своем ребенке не просто ученика, а личность с уникальными талантами и возможностями. И наоборот – доносит до педагогов запросы и особенности семейного воспитания.
  • Создание пространств для неформального диалога. Это не только родительские собрания. Советники инициируют и проводят форматы, где общение происходит в расслабленной и комфортной обстановке. Это и родительские клубы, и гостиные, тематические встречи с психологами, экспертами по профориентации, самими детьми («дети учат родителей»), совместные проекты и события: не «мероприятия для галочки», а настоящие совместные дела.
  • Персональный подход и поддержка. Советник директора по воспитанию – это часто тот человек, к которому родитель может обратиться «без официальщины», когда есть проблема или вопрос, который не решается в формальном ключе. Он не заменяет психолога или классного руководителя, но является тем «навигатором», который поможет найти нужного специалиста, подсказать путь решения, просто выслушать и поддержать. Он знает, «как найти нужные слова» именно для этой семьи, для этого человека.
  • Прямые каналы коммуникации и вовлечение в жизнь школы. Через родительские чаты, социальные сети и личное общение советник делает жизнь школы максимально прозрачной и открытой для родителей. Он показывает «кухню» воспитательного процесса: анонсирует события, делится фото и видео с прошедших активностей, публикует истории успеха детей. Родители перестают быть наблюдателями и становятся соучастниками.

Форумы «Новая философия воспитания» в округах становятся импульсом для создания гармоничной образовательной экосистемы, где каждый ребенок получает возможность развивать свой потенциал, а родители и педагоги действуют как единая команда. Пусть таких событий будет больше.

Светлана Котова, ведущий эксперт Росдетцентра, советник директора по воспитанию СОШ №11 города Азова, член Всероссийского родительского комитета (руководитель РГ «Поддержка семьи, традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей»):

– Как советник директора по воспитанию из города Азова, ведущий эксперт Росдетцентра, родитель четверых детей и член Всероссийского родительского комитета, я считаю данный форум не просто масштабным мероприятием, но и мощным импульсом для трансформации нашей образовательной системы. В эпоху быстрых изменений, когда дети сталкиваются с информационным переизбытком, социальными вызовами и необходимостью адаптации к новым технологиям, форум становится жизненно необходимым для объединения усилий педагогов, специалистов в области воспитания, родителей, экспертов и представителей органов власти. Он способствует формированию единой стратегии воспитания, основанной на традиционных ценностях, что напрямую влияет на будущее страны, способствуя воспитанию поколения активных, сознательных граждан, готовых к вызовам XXI века и внесению вклада в устойчивое развитие нашего общества.

Одним из ключевых моментов, который подчеркивается в рамках форума и который имеет особое значение для всей образовательной системы, является поручение нашего Президента Правительству РФ и региональным властям ввести должность советника директора по воспитанию во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. Этот шаг на самом высоком уровне отражает осознание важности комплексного воспитательного процесса и необходимости профессиональной поддержки школ в этой сфере. Ведь советники директоров по воспитанию становятся неотъемлемой частью образовательного коллектива, выполняя роль наставников для ребят, координаторов воспитательной деятельности, организаторов профилактических мероприятий и связующего звена между школой и семьей. Я работаю в школе советником директора по воспитанию в течение трех лет и вижу положительные изменения для школы. А повсеместное введение должности советника директора по воспитанию будет способствовать более системному и эффективному подходу к воспитанию, позволяя внедрять современные методики и создавать условия для всестороннего развития детей.

Роль советников сегодня выходит далеко за рамки традиционного понимания – мы формируем партнерство с родителями, организуем проекты, направленные на развитие лидерства, добровольчества и социальной ответственности среди учащихся. Например, в моем городе Азове успешно реализуются инициативы по семейному воспитанию благодаря открытию родительских клубов во всех школах нашего города, включающих совместные мероприятия и тренинги для родителей, что способствует созданию единого воспитательного пространства.

Благодаря поддержке и развитию института советников директоров по воспитанию, школы получают возможность не только реагировать на вызовы современности, но и проактивно формировать у детей ценности и навыки, необходимые для успешной жизни в обществе.

Особое внимание на форуме уделяется выявлению и распространению лучших практик в сфере воспитания. Это не только возможность отметить достижения советников и педагогов, но и стимулировать профессиональный рост, обмен опытом и внедрение инноваций на региональном уровне.

Как ведущий эксперт Росдетцентра я вижу, что форум дает мощную мотивацию: возможность специалистам по воспитанию учиться друг у друга, вдохновляться успехами коллег и совместно решать вызовы, такие как укрепление семейных ценностей и профилактика девиантного поведения среди молодежи. Думаю, что данный форум поспособствует созданию единой экосистемы воспитания, где каждый специалист может внести свой вклад в общее дело.

Как мама четверых детей я глубоко убеждена, что такие форумы укрепляют родительское сообщество, и оно тоже становится актором воспитания. Во Всероссийском родительском комитете мы часто обсуждаем, как важно, чтобы родители и школа действовали в унисон, передавая детям не только знания, но и моральные ориентиры. Форум «Новая философия воспитания» – это возможность для всех участников образовательного процесса объединиться вокруг общей цели: воспитания поколения, которое будет строить будущее России с ответственностью и добротой.

Никита Тарасов, главный эксперт Росдетцентра, региональный координатор Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Нижегородской области:

– 2025 год объявлен Президентом нашей страны Годом защитника Отечества. Неслучайно города, в которых проходят окружные форумы, гордо несут звания «Города-героя», «Города воинской славы» или «Города трудовой доблести».

Первый город, который дал старт проведению окружных форумов в 2025 году, стал Город трудовой доблести Нижний Новгород. В апреле на площадке современного нижегородского образовательного комплекса – Школы 800 – собрались более 600 участников: советников директоров по воспитанию и муниципальных координаторов, реализующих Всероссийский проект «Навигаторы детства», а также активных родителей и обучающихся из 14 регионов Приволжского федерального округа. Это действительно территория нового опыта и площадка для обмена профессиональными навыками, а также для знакомства с новыми форматами воспитательной работы и эффективными методами их внедрения в образовательных организациях.

Форум имеет особую значимость, так как наша главная педагогическая триада «Ребенок – Педагог – Родитель» собирается вместе для того, чтобы договориться об эффективном развитии воспитательной среды в образовательных организациях, о том, как развивать воспитательные пространства и приоритетные направления сферы воспитания, определить миссию, смыслы и ценности, которые несет всероссийская команда профессионального сообщества «Навигаторов детства».

Форум помогает объединить региональные команды, показать, что сила нашей страны – в ее единстве и, в том числе, многообразии народов, культур и традиций. Главный тезис форума: «От новой философии воспитания – к новой философии жизни» – звучит лейтмотивом через все образовательные, программные и творческие события. Это миссия для наших специалистов, с которыми мы сегодня работаем: создавать и развивать новую философию воспитания вместе! У нас одна общая государственная задача – воспитание подрастающего поколения на основе наших традиционных ценностей, а решаем мы ее общими усилиями, сохраняя межведомственный подход!

Мы формируем ценностное отношение у наших советников, обучающихся и их родителей, говорим о традиционных российских духовно-нравственных ценностях с позиции знания, отношения и действия. Потому что ценность нужно именно проживать, чтобы она закрепилась и транслировалась дальше.

Образование Навигаторы детства советник по воспитанию

Источник: Учительская газета