ВПР в цифровую эпоху: знакомство со специализированным программным обеспечением
Сегодня Всероссийские проверочные работы стали значимой и неотъемлемой частью внутренней системы оценки качества образования. Они позволяют оценить уровень знаний и умений учащихся и выявить направления обучения, которые требуют пристального внимания педагогов и привлечения дополнительных ресурсов.
ВПР отличается от контрольных работ, предусмотренных предметной рабочей программой. Она разработана на Федеральном уровне и проводится по единым стандартам во всех школах страны. Контрольные работы составляются учителями или методическими объединениями в конкретной школе и могут значительно отличаться по содержанию и уровню сложности. Практика показывает – образовательный процесс нуждается в едином дополнительном ресурсе, позволяющем обрабатывать стандартные задачи, которые включает в себя ВПР. Таким необходимым и важным ресурсом становится программный продукт «Оценка качества образования – Всероссийские проверочные работы» – ОКО ВПР, в апробации которого наша школа приняла участие в 2025 году. Отдельно отметим – с апробацией очень помогла квалифицированная консультационная поддержка, благодаря которой мы смогли быстро освоить функционал ресурса, убедились в его эффективности и на собственном опыте оценили результаты работы программы.
Наша образовательная организация получила доступ к специально разработанной программе ОКО ВПР. Она устанавливается на компьютер педагога и включает в себя различные функциональные возможности, содействующие качественной подготовке учащихся к ВПР. Программа состоит из нескольких ключевых компонентов, которые помогают педагогам в их работе:
- ОКО ВПР включает в себя обширную базу стандартных заданий, соответствующих ВПР. Они могут быть использованы как для подготовки, так и для оценивания работы. Педагоги могут выбрать подходящие задания по разным темам и уровням сложности и адаптировать их под потребности своих учеников.
- Каждое задание сопровождается методическими рекомендациями, которые помогают учителям понять, как правильно представить материал и в каком контексте его использовать. Это существенно облегчает процесс планирования уроков.
- После проведения контрольных работ учителя могут получить детализированные отчеты и анализы об успеваемости учеников, что позволяет выявить их сильные и слабые стороны; программа также дает рекомендации по проведению последующих уроков.
- Программа предлагает различные интерактивные задания, которые можно использовать на уроках, что делает обучение более увлекательным и занимательным, а также позволяет учащимся стать активными участниками образовательного процесса.
- Педагоги могут использовать предоставляемые материалы на уроках и для самостоятельной подготовки к ним. Программа позволяет скачивать материалы или применять их в компьютерных классах с персональной точкой доступа для каждого обучающегося.
Еще одним достоинством продукта является возможность его установки на различные операционные системы. Он был установлен за три месяца до проведения нашего ВПР по графику, и учителя получили уникальную возможность во время урока или подготовки к нему использовать ресурс в полной мере и на собственном опыте оценить его эффективность. Это позволяло брать готовые задания и интегрировать их в свои уроки, что значительно обогатило образовательный процесс и сделало его более разнообразным, увлекательным и полезным.
Одной из ключевых функций ОКО ВПР является проведение промежуточных контрольных работ, которые помогают определить уровни знаний учащихся на различных этапах обучения. Доступ к дидактическим и методическим материалам, а также возможность поурочного планирования и автоматизированной отчётности позволили педагогам более адресно выстраивать подготовку учеников и оказывать помощь обучающимся в устранении образовательных дефицитов. Практика показала – интеграция ресурса ОКО ВПР в учебный процесс способствует росту образовательных достижений обучающихся по сравнению с прошлыми годами и повышает эффективность методической работы учителей.
На протяжении 4 месяцев мы активно использовали ресурс в образовательной практике. В апробации принял участие 4 «А» класс по следующим предметам: математика, русский язык и литературное чтение, а также 7 «А» класс по математике и литературе.
Для детей формат урока не менялся, изменялись только формы заданий. Когда ученики непосредственно приступили к выполнению ВПР, им было легко справляться с заданиями, аналогичными тем, с которыми они уже были знакомы в течение апробации и которые неоднократно отработали. В конечном счете, результаты, которые мы получили по итогам ВПР, заметно улучшились. В четвертом классе, после проведения ВПР, процент успешности по математике увеличился с 70% до 78%, что является очень обнадеживающим результатом. Например, в 7 «А» классе, где использовался ресурс ОКО ВПР, средний балл по математике вырос с 60% до 68%. Успеваемость по литературе также показала прирост – с 70% до 79%. Результаты наглядно показывают эффективность использования ресурса и его полезность как для организации учебного процесса в целом, так и для повышения уровня успеваемости учащихся.
Это не только отразилось на статистике успеваемости учеников и уровне их знаний и умений, но и положительно сказалось на организации учебного процесса учителями, что отмечают сами педагоги. «Ресурс дал большое количество возможностей для индивидуальной, точечной работы с учениками. Ученикам стало проще понять некоторые сложные темы, которые включены в ВПР», — комментирует учитель русского языка и литературы МОУ СШ №124. «Для 4 класса ВПР является чем-то новым и неизведанным. Благодаря работе на платформе ученики 4 класса смогли увидеть и испробовать задания, включенные в ВПР, что помогло им избежать лишнего стресса при выполнении самой проверочной работы», — замечает классный руководитель 4 «А» класса.
Мы на своем опыте убедились в том, что работа с ресурсом не только позволяет улучшить успеваемость учеников, но и повышает компетентность самих педагогов в использовании современных подходов к обучению. ОКО ВПР стал важным и необходимым дополнением учебного процесса, положительно сказавшимся на уровне успеваемости учеников и успешности педагогов.
Черкашина Галина Васильевна – заместитель директора МОУ «средняя школа № 124» г. Волгограда.
Образование ВПР Всероссийские проверочные работы
Источник: Учительская газета