79% педагогов считают свою профессию одной из ключевых для будущего развития России
Центр знаний «Машук» провел опрос в ходе юбилейного Форума классных руководителей, который проходил с 1 по 3 октября в Национальном центре «Россия», и выяснил, как российские педагоги оценивают роль неформального образования, считают ли профессию учителя важной для успешного развития России, состоят ли они в профессиональных сообществах и с какими вызовами сталкиваются во время работы.

Всероссийский опрос показал, что 79% педагогов считают свою профессию одной из ключевых для будущего России и укрепления государственности, при этом 84% опрошенных заявили о важности неформального образования для развития профессиональных навыков и компетенций. Педагоги подчеркивают, что сегодня система образования сталкивается с рядом вызовов. В первую очередь, речь идет о мотивации учеников, интеграции современных технологий в учебный процесс и социально-демографических изменениях. Всего в опросе приняли участие более 200 педагогов.
«Центр знаний с момента открытия активно взаимодействует с педагогическим сообществом страны, это наша целевая аудитория, составляющая 48% от общего числа участников. В ходе Форума классных руководителей команда «Машука» провела опрос и выяснила, с какими трудностями сталкиваются на практике педагогические работники из разных регионов России. Интересно, что большинство учителей считают вызовы в сфере мотивации учеников выше, чем использование современных образовательных технологий. При этом часть респондентов отмечает важность развития неформального образования для освоения навыков, необходимых для работы с искусственным интеллектом, цифровыми инструментами, в том числе социальными сетями. Более половины опрошенных педагогов (68%) предпочитают находить единомышленников и заниматься саморазвитием в профессиональных сообществах, которые сегодня становятся одним из главных центров получения знаний. Мы учтем собранные результаты при проектировки образовательных программ и онлайн-курсов. Уверен, это позволит педагогам сохранить мотивацию и оставаться конкурентноспособными», – сказал генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.
Сегодня российские педагоги являются активными участниками профессиональных сообществ Центра знаний «Машук», Форума классных руководителей, проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей», всероссийского конкурса «Учитель года» и других. Участники опроса замечают, что сообщества становятся мощным инструментом в борьбе с профессиональным выгоранием, а также помогают найти единомышленников для реализации совместных проектов. Всего 78% опрошенных заявили о важности развития профессиональных сообществ.
Татьяна Соколова работает учителем русского языка и литературы в Коробовском лицее подмосковного города Шатура. Педагог является активной участницей Форума классных руководителей и сообщества выпускников «Машука». Проходя опрос Центра знаний, она подчеркнула, что искусственный интеллект никогда не сможет заменить реального учителя и наставника, поскольку современные технологии выступают помощниками педагогов в организации интерактивных уроков и не несут воспитательную функцию. При этом учителям важно развивать цифровые навыки, чтобы распознавать работы учеников, сгенерированные нейросетями.
Результаты опроса показали, что 82% педагогов считают целесообразным ввести уроки цифровой грамотности и кибербезопасности не только для школьников, но и для учителей. В дополнительных комментариях треть учителей указали на необходимость проводить подобные занятия в формате практикумов с практическими заданиями и упражнениями для учеников. Интересно, что респондентам был бы интересен формат, в котором школьники могли бы поделиться с ними своим опытом использования современных технологий, поскольку для современной молодежи цифровая среда – неотъемлемая часть жизни.
Преподаватель профессионального цикла специальности «Ветеринария» Иркутского аграрного техникума Валентина Белоцерковская получила статус посла Форума классных руководителей. Она была участницей образовательной программы «Школа педагогического мастерства» Центра знаний «Машук», которая проходила с 21 по 24 сентября 2025-го.
«Когда попала на обучение для профсоюзов, поняла важность неформального образования для педагогов. Мы на постоянной основе читаем лекции, учим ребят и находимся в определенной рабочей рутине. Поэтому педагогам важно заниматься саморазвитием, чтобы улучшить профессиональные навыки, сохранить мотивацию и интерес к работе. Это позволит качественно передавать знания подрастающему поколению, воспитывать патриотов и прививать традиционные ценности. Центр знаний объединяет единомышленников из разных регионов России, которые обмениваются опытом, создают актуальные проекты и оказывают поддержку, играющую значимую роль для профилактики выгорания. Сегодня различные гаджеты появляются у детей с раннего возраста. Педагогам стоит уделять отдельное внимание вопросам интеграции современных технологий в учебный процесс и развитию цифровых навыков у студентов, чтобы защитить их от потенциальных угроз», – прокомментировала Валентина Белоцерковская.

Центр знаний «Машук» с 2023-го выступает партнером Форума классных руководителей. В этом году его команда представила на площадке ФКР тематическую зону, которая позволила всем желающим лучше познакомиться с флагманскими образовательными проектами и программами Центра, принять участие в тематическом опросе на тему педагогики и наставничества, спланировать свою следующую поездку на «Машук» и сделать памятное фото.
Источник: Учительская газета