Ирина Бахшиян: Дислексия не ошибка развития, а особенность, требующая специального обучения
Эксперт в области специальной педагогики – о новых нейробиологических исследованиях, восприятии букв через движение и важности ранней диагностики трудностей с чтением и письмом

5 октября в России и других странах отмечается Всемирный день осведомленности о дислексии. С этим нарушением чтения и письма, по данным Международной ассоциации дислексии, лично сталкивается от 17 до 24 % всего населения Земли. За последние годы понимание природы этого состояния значительно углубилось: уже доказано, что дислексия имеет нейробиологические основы и требует особых педагогических подходов. Одной из тех, кто разрабатывает такие подходы и внедряет их в практику, является Ирина Бахшиян – эксперт в области специальной педагогики, автор книги «Читаем легко и уверенно», лауреат конкурса «Эффективное образование-2023». Ирина Бахшиян разработала собственный метод работы с дислексией и уже помогла нескольким десяткам детей почувствовать радость чтения и письма. Мы поговорили с экспертом о том, как за последние годы изменилось восприятие дислексии в обществе, какие мифы все еще мешают правильному пониманию этого состояния и почему будущее за мультисенсорным подходом.
* Ирина Бахшиян – эксперт в области специальной педагогики. Автор собственной методики, помогающей детям преодолевать трудности с чтением и письмом. Автор книги «Читаем легко и уверенно». Член Союза дефектологов России, National Association of Special Education Teachers и других российских и международных организаций, объединяющих специалистов в области специальной педагогики. Автор публикаций в журналах «Успехи гуманитарных наук», NASET Special Educator e-Journal и других научных изданиях. Лауреат конкурса «Эффективное образование-2023», член экспертного совета всероссийской олимпиады для педагогов «Мой первый учитель 2024», член жюри конкурса «Лучшие таланты 2025».
– Пятого октября в России и других странах отмечается Всемирный день осведомленности о дислексии. Изменилась ли к лучшему информированность общества об этом состоянии за два десятилетия вашей работы с детьми с трудностями чтения и письма?
– В последние годы тема дислексии стала, возможно, еще более актуальной. Все больше детей сталкиваются с трудностями в чтении, и важно, чтобы их понимали и поддерживали. Что касается информированности, то здесь ситуация изменилась к лучшему, в том числе в России. Если раньше в нашей стране о дислексии знали только специалисты, то теперь и родители, и учителя, как правило, осознают, что ребенок нуждается в особом подходе. В университетские программы подготовки педагогов всё чаще включаются курсы по инклюзивному образованию, и это также серьёзный шаг вперёд. Вырос интерес со стороны родителей, они стали активнее искать информацию, обращаться к специалистам, участвовать в семинарах и вебинарах. Многие приходят уже с базовым пониманием сути дислексии, и это позволяет быстрее наладить продуктивное сотрудничество. Тем не менее некоторые мифы остаются живучими.
– К вам как к эксперту в области дислексии часто обращаются за комментариями популярные СМИ. Какие мифы, мешающие обществу и школе правильно работать с детьми с этой особенностью, вы считаете необходимым развеивать в первую очередь?
– Многие до сих пор думают, что дислексия – это просто «путаница букв» или что ребенок «перерастет» свою особенность. Иногда таких детей ошибочно считают невнимательными или ленивыми. Распространено представление, что дислексия обязательно означает низкий интеллект. Это совершенно неверно: многие выдающиеся учёные, предприниматели и деятели искусства имели дислексию. У таких детей могут быть высоко развиты другие когнитивные способности – аналитическое мышление, пространственное воображение, креативность. Важно также развеивать миф о том, что дислексию можно «вылечить» быстрыми упражнениями или универсальными курсами. Здесь необходим системный и долгосрочный подход, основанный на мультисенсорных методиках, адаптации учебного процесса и внимательном сопровождении ребёнка. И, наконец, не менее вреден миф о том, что родители «сами справятся». Поддержка специалистов – педагога, логопеда, психолога – критически важна. Только совместными усилиями семьи и профессионалов можно помочь ребёнку не просто научиться читать и писать, а обрести уверенность в себе и реализовать свои способности.
– В последние годы появились новые исследования о нейробиологических и когнитивных основах дислексии. Какие открытия вы как практикующий педагог и ученый, работы которого публикуются в российских и зарубежных научных журналах, считаете наиболее важными?
– Самые важные открытия последних лет связаны с пониманием, что дислексия имеет нейробиологические основы и не связана с ленью или отсутствием способностей. Современные исследования с использованием методов нейровизуализации показали, что у людей с дислексией активизируются иные зоны мозга при обработке письменной информации. Это принципиально меняет подход к работе с детьми: мы больше не рассматриваем дислексию как недостаток или «ошибку» в развитии, а понимаем её как особенность, требующую специфических стратегий обучения. Для меня как практика крайне важно то, что учёные всё чаще подтверждают необходимость мультисенсорного подхода – сочетания зрительных, слуховых и моторных каналов восприятия, когда ребёнок не просто видит и слышит букву, он проживает её через движение, ритм, ассоциации.
– Как член Союза дефектологов России, National Association of Special Education Teachers и других профильных организаций вы несомненно в курсе практик, которые используют сегодня в работе с детьми с дислексией ведущие специалисты. Какие направления вы считаете наиболее перспективными?
– На мой взгляд, сегодня наиболее перспективны три направления. Первое – это нейропсихологический подход, когда обучение строится с учётом работы когнитивных функций: внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия. Второе – мультисенсорные методики, позволяющие задействовать сразу несколько каналов восприятия: ребенок видит, слышит, произносит и пишет, благодаря чему обучение становится более эффективным. И третье – ранняя профилактика: работа с детьми группы риска еще в дошкольном возрасте, когда можно сформировать основы для успешного чтения и снизить вероятность серьезных трудностей в школе. В международной практике всё чаще внедряются скрининговые программы для дошкольников, которые позволяют выявить группы риска и вовремя начать поддержку. Это направление в России пока развивается не так активно, но я вижу большой потенциал. Если нам удастся внедрить массовую диагностику и ранние программы, мы сможем существенно снизить процент школьников, испытывающих серьёзные трудности с чтением.
– Вы лауреат конкурса «Эффективное образование». Эту награду вы получили за разработку оригинальной методики, благодаря которой уже помогли десяткам детей освоить чтение и письмо. Расскажите, как вы строите работу с учениками.
– Моя методика сочетает нейропсихологический и мультисенсорный подходы. В программу включены специальные упражнения, которые развивают не только навыки чтения и письма, но и внимание, память, моторику, то есть те функции, которые напрямую связаны с успешным освоением грамотности. Важное новшество – использование нейромоторных элементов: через движение и координацию ребенок активнее вовлекается в процесс обучения. Такой комплексный подход помогает детям преодолевать трудности эффективнее, чем это происходит при традиционным методах преодоления дислексии, и делает обучение более интересным и доступным. Очень важна персонализация. Я никогда не использую методику в виде жёсткого шаблона. Для одного ребёнка ключевым окажется подключение моторики, для другого – работа с ритмом и звуковыми ассоциациями, для третьего – визуальные схемы. Я подбираю упражнения так, чтобы они соответствовали ведущему каналу восприятия. И ещё один принцип – это создание ситуации успеха. Дети с дислексией очень быстро устают от постоянных неудач, поэтому я стараюсь выстраивать занятия так, чтобы у ребёнка было ощущение прогресса на каждом этапе. Когда он видит, что может читать, пусть даже одно короткое слово, это становится мощным источником мотивации.
– Профилактика дислексии, как вы уже сказали, – одно из ключевых направлений работы с этой проблемой. Вы посвятили этому книгу «Читаем легко и уверенно», в которой представляете собственную программу раннего вмешательства. О чем нужно знать родителям и педагогам, которые замечают у ребенка первые трудности в освоении чтения?
– Мой главный совет – не ждать, что трудности пройдут сами собой, а мягко и вовремя помочь ребёнку. Очень важно создать доброжелательную атмосферу, не наказывать за ошибки, а воспринимать их как часть обучения. Родителям и педагогам я всегда говорю: обращайте внимание не только на буквы, но и на развитие памяти, внимания, фонематического слуха, моторики. Все это тесно связано с чтением. Чем раньше ребенок получит такую поддержку, тем легче ему будет справляться с задачами в школе и чувствовать уверенность в своих силах.
– Успехи в области преодоления дислексии принесли вам широкую известность среди психологов и педагогов – вас включали в состав жюри таких престижных конкурсов, как «Мой первый учитель» и «Лучшие таланты». Планируете ли вы вывести свою работу на международный уровень?
– Да, я думаю о масштабировании, потому что вижу, насколько велика потребность в поддержке детей с риском нарушений чтения. Особенно интересно сотрудничество в международных проектах, где можно обмениваться опытом и адаптировать методики к разным языкам и культурным средам. Я бы хотела инициировать коллаборации с ассоциациями педагогов, чтобы вместе создавать обучающие курсы и программы повышения квалификации для учителей. Ведь чем больше специалистов будут владеть современными подходами, тем больше детей по всему миру получат шанс преодолеть трудности и почувствовать радость от чтения.
Образование дислексия
Источник: Учительская газета