Создаем вместе! Соучаствующее проектирование в школе
Соучаствующее проектирование помогает педагогам, детям и родителям вместе улучшать школьную среду и создавать востребованные учебные пространства. Наш коллектив уже несколько лет использует этот метод и отмечает позитивные эффекты.

О коворкинг-учительской и других новшествах мы рассказали на фестивале «В диалоге» (организаторы — Московский городской педагогический университет и Благотворительный фонд «Вклад в будущее»). В этой статье делимся нашими главными результатами соучаствующего проектирования.
Эксперт по дизайну образовательных пространств, научный сотрудник МГПУ Екатерина Барсукова отмечает: «Дети хотят персонализации, хотят иметь право на школу — и просто присвоения пространства здесь мало. Это не только присвоение пространства, это еще и уважающий дизайн, который удовлетворяет базовые потребности детей. Пообщаться со своими сверстниками, остаться наедине с собой — это базовые потребности школьника. Быть личностью — тоже. Подростки могут даже не понимать, чего они требуют, что вкладывают в свои инициативы. Но это именно то, чего сейчас хотят современные дети, — уважения к своей личности и права на решение».
Чтобы школьное пространство действительно учитывало потребности детей, а также взрослых, оно должно создаваться теми, кому предназначено.
В Абанской СОШ № 3 старт преобразованиям дали педагоги — участники профессионального обучающегося сообщества. Они спроектировали коворкинг-учительскую с несколькими зонами для индивидуальной работы, отдыха и взаимодействия. Самые новаторские идеи предложили молодые сотрудники, и при их непосредственном участии мы обновили интерьеры столовой, в холле появились удобные и необычные сиденья, «Открытая стена». При этом ученики дали свои рекомендации по цветовым решениям, а выпускники вместе с педагогами создали новое модульное пространство — «Кубрик» .
На курсе внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» старшеклассники вместе с психологом изучали эмоциональное отношение учеников к различным школьным помещениям, а затем выдвигали, обсуждали и воплощали идеи по изменению пространств. Так в школе появились аквариумы с экзотическими животными, картины из сублимированного мха в «Зимнем саду». Старшеклассники создали игру «Командный лабиринт» для учеников начальных классов, сделали часы с компасом — символом школы, разработали макет велостоянки.
Для родителей мы организовали «Фестиваль идей». Мамы и папы предложили, что сделать в пространствах для начальной школы, и приняли участие в их преобразовании. Рекреации были оформлены в едином стиле («Орлята России»), появились мягкие модули, грифельная доска для рисования.
Как мы поняли, что все это улучшило качество школьной среды? Главный показатель — отношение самих педагогов и детей, которые в ней «живут». Учитель и ученик 8-го класса вместе провели исследование в 8–11-х классах и среди педагогов (использовали методику В. А. Ясвина «Субъективное отношение к школе»). Опрос показал высокий уровень эмоциональности по отношению к школьным пространствам — от 10,5 до 12,5 балла. Это подтверждается и результатами независимой оценки качества образовательных условий: почти все показатели за три года увеличились на 5–10 %.
Таким образом, соучаствующее проектирование позволило воплотить в школе дизайнерские решения и создать новые пространства, объекты. Все они — результаты совместного труда, а потому особенно значимые для нашей команды, наших учеников и их родителей.
Автор: Наталья Путинцева, директор Абанской СОШ № 3, п. Абан (Красноярский край), aban.school3@yandex.ru
Образование образовательное пространство
Источник: Учительская газета