Арина Шарапова: «Мы привлекаем максимальное количество ребят, как школьников, так и студентов, к созданию наших фильмов»
Для Арины Шараповой сентябрь – особый месяц. Телеведущая родилась в педагогической семье: бабушка, дедушка и мама были учителями, она сама – основательница школы и занимается со студентами. «Учительская газета» пообщалась с известной телеведущей и узнала, что занимает ее жизнь сегодня и как она отмечает День знаний.

– Арина, помните свое Первое сентября? А как провожали сына и внуков в школу?
– Большое спасибо «Учительской газете» за внимание. Вы, действительно, одно из самых лучших профессиональных изданий в нашей стране.
Я до сих пор хорошо помню свое Первое сентября, когда мама, папа и бабушка отвели меня в первый класс школы номер 30, которая находилась в центре Москвы. Это был какой-то очень шебутной и активный день, который мне понравился.
Для сына и внуков тоже всегда хотелось устроить праздник, чтобы они, как и я, запомнили этот день надолго. Так что после торжественной линейки и первых уроков мы возвращались домой за накрытый стол и весело отмечали Первое сентября.
– Ваш дед изучал тунгусский язык и создавал словарь, бабушка – филолог, изучала маньчжурский и тюркский языки, преподаватель русского языка. Настоящая интеллигентная семья. Как вас воспитывали, в строгости?
– Получается, у нас действительно целая педагогическая династия. Моя мама, Анна Ивановна, окончила Педагогический институт имени Крупской. Училась на преподавателя английского языка, а вот работала переводчиком. Теперь этот вуз называется Государственный университет просвещения, и не так давно у меня была возможность его посетить. Пройтись по тем же коридорам, где когда-то проходила юность моей мамы, было очень трогательно и волнительно.
Что касается воспитания, особой строгости не было: мои родители работали с утра до ночи и часто уезжали в длительные командировки. Воспитывала меня бабушка, и встречи с мамой и папой я воспринимала как подарок. Да, в какой-то степени бабушка была строгой, но никто надо мной с палкой не стоял. Я росла самостоятельным ребенком, и в семье все вопросы мы старались решать путем обсуждения. Когда родители сказали, что мне стоит остаться в музыкальном училище, которое я не любила, я сначала согласилась. Но потом мы все поняли, сколько сил и нервов нашей семье это стоит, и мне разрешили оттуда уйти. А вот со школьной программой проблем не было, я понимала, что нужно учиться.

– Свое детство вы провели в Ираке. Как повлиял на вас Ближний Восток? Вы отличались от своих сверстников?
– Сейчас мне кажется, что в те времена все мы были одинаковые. Но тогда, порой, сверстники показывали пальцем: «посмотрите, какой у нее портфель, заграничный, у нас такие не продаются». Да, наверное, завидовали, но я совершенно не обращала на это внимание.
Важнее то, как ты сам себя ведешь: если не выпендриваешься, то и окружающие относятся к тебе по-человечески. Я ведь и по сей день дружна со своими одноклассниками. Мы друг друга нежно любим.
– Вы учились в элитной московской школе. Где было сложнее: в школе при посольстве в Ираке или среди детей знаменитостей?
– Я сменила несколько школ, все они специализировались на английском языке, но ни одна не была элитной. Да, в последней из них были дети известных родителей, но они учились наравне со всеми остальными учениками. И в школах при посольстве обучались дети не только родителей из правительства, но и простых технических специалистов, которые приезжали работать в Ирак. Все были равны….
Недавно, благодаря проекту «Культурный код. Россия», я вместе с коллегой и экспертом нашего проекта Марианной Енюк приезжала в одну из школ, где когда-то училась, чтобы показать сегодняшним ученикам наши фильмы.

– В советские времена большинство детей мечтали попасть в «Артек», вы там бывали ребенком?
– Нет, ни в «Артеке», ни в Крыму в детстве я не была, да и первое время не любила лагеря. Мне там было одиноко: летом родители из командировок возвращались в Москву, а меня отрывали от них, отправляя в лагерь. Очень хотелось домой, к семье, из-за чего я много плакала.
Но все наладилось, когда я стала ездить в пионерский лагерь, где главным врачом работала моя тетя. Рядом был близкий человек, я уже подросла и начала получать удовольствие от поездок.
Когда стала студенткой, у меня появилась возможность поехать в «Артек» вожатой. Оказавшись там впервые, поняла, как много упустила, не побывав в этом лагере в детстве. С тех пор всем рекомендую туда отправлять своих детей. Это было при Советском Союзе, лагерь мне казался просто идеальным! Помню, что в нашу смену там отдыхало много иностранцев: англичане, американцы, французы. Это был, по-моему, морской отряд. С ними надо было говорить на английском и следить за их поведением. Но они оказались совершенно недисциплинированными и постоянно уходили гулять по ночам. До сих пор покрываюсь холодным потом, вспоминая это.
– Столетию этого легендарного детского центра вы посвятили один из документальных фильмов из цикла «Культурный код. Россия». Расскажите об этом проекте, который вы называете серьезным исследованием, не проводимом никогда в нашей стране.
– Так сложилось, что два года назад мы с командой решили делать короткометражные документальные фильмы, рассказывающие о культурном коде России. Я считаю важным знать о своих корнях, знать, что объединяет всех россиян, какая у нас фундаментальная основа. И в фильмах мы это раскрываем. Помню, как на показах и обсуждениях после них зрители удивлялись, что помимо нашей общей литературы, культуры, поэзии и музыки, нас объединяют такие понятия, как милосердие, справедливость, целеустремленность, человечность. Наша страна настолько сильна традиционными ценностями, что нас никогда и никто не победит. Наша сила – уникальные люди, объединенные любовью к Родине и к своему дому, который называется Россия.
Все это – и есть наш культурный код. Существуют ли еще в этом мире такие страны, где на маленькой кухне можно посидеть за столом, выпить чашечку чая и обсудить все – от политики до школьных или дворовых проблем?!

– За два года вы сняли три цикла проекта «Культурный код. Россия». В первый вошли короткометражки, посвященные театру и кино, литературе, искусству и традициям. Второй цикл посвящен нашим великим соотечественникам – Майе Плисецкой, Петру Столыпину, Михаилу Пуговкину, основателю «Артека» Зиновию Соловьеву и другим. Третий – городам-героям Великой Отечественной войны. Будет ли четвертый цикл?
– Да, мы планируем продолжать тему культурного кода. Будет это четвертая часть проекта или что-то принципиально новое, пока не могу сказать, но останавливаться точно не собираемся.
– У вас есть своя школа, которой уже более 10 лет, также вы встречаетесь со студентами в других вузах. В вашем проекте участвуют известные люди и учащиеся, привлекаете своих ребят к этой работе?
– Мы привлекаем максимальное количество ребят, как школьников, так и студентов, к созданию наших фильмов: от работы редактором до участия в дискуссиях и реконструкциях. А потом ездим по учебным заведениям, показывая им и их сверстникам наши фильмы и обсуждая каждый из них. И всегда собираем множество положительных отзывов и просьб вернуться еще.
Источник: Учительская газета