«Сторисек», или Как прокачать эмоциональный интеллект младших школьников на уроках внеклассного чтения
Эмоциональный интеллект помогает человеку выстраивать глубокие взаимоотношения, быть эффективным лидером и принимать взвешенные решения. Как развивать эмоциональный интеллект у детей? Исследования в области нейробиологии показывают, что ответ можно найти в книгах. Читая художественную литературу, мы прорабатываем и укрепляем несколько когнитивных «мышц», на которых держится «скелет» эмоционального интеллекта. Мы сопереживаем героям, проживаем их эмоции, что способствует развитию эмпатии и пониманию чужих чувств.

В этой статье я поделюсь практикой для развития эмоционального интеллекта у младших школьников, о которой рассказывала на фестивале «В диалоге» (организаторы — Московский городской педагогический университет и Благотворительный фонд «Вклад в будущее»).
Практику «Сторисек» можно применять на уроках внеклассного чтения во 2–4-х классах. Её суть в том, что дети анализируют характер, настроение и эмоции литературного героя, выполняя специальные задания.
Шаг 1. Выбор литературного произведения. Принципы отбора:
- эстетическая ценность художественного произведения;
- доступность читательскому восприятию, соответствие интересам и возрастным особенностям детей;
- соответствие образовательно-воспитательным целям и задачам.
Шаг 2. Подготовка «Сторисека» по произведению.
«Сторисек» — это чемодан, в котором собраны упражнения, игры, тренинги и другие материалы по прочитанному произведению, позволяющие развивать эмоциональный интеллект (например, маски литературных героев, кубик Блума, «Зарядка позитивом», «Сундучок счастья», концептуальная таблица эмоций, «Цвет и эмоции героя»).
Среди дополнительных ресурсов могут быть описания прообразов героев, научно-популярная литература по тематике произведения, различные игры. Для родителей и педагогов в «Сторисеке» предусмотрены шпаргалки с рекомендациями о том, как организовать чтение и беседы по оценке эмоционального состояния героев.
Шаг 3. Чтение и совместный анализ литературных произведений. На этом шаге используются приёмы развития критического мышления.
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах («Кто?», «Что?», «Когда?» и т. п.). «Толстые» вопросы — это проблемные вопросы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа. Обычно ученикам нравится формулировать вопросы к тексту, работая в группах.
Примеры — вопросы, предложенные детьми при изучении произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»:
- «Где жила лягушка?» (простой, «тонкий» вопрос);
- «Почему утки согласились взять с собой лягушку?» (объясняющий вопрос);
- «Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?» (уточняющий вопрос);
- «Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта?» (оценочный вопрос);
- «Как бы вы поступили на месте лягушки?» (практический вопрос);
- «Что было, если бы лягушка не была хвастливой?» (творческий вопрос).

Приём «Разные точки зрения»
Работа с художественной литературой — это не просто способ понять чувства персонажей, но и возможность идентифицировать, анализировать собственные эмоции и управлять ими. В процессе чтения и обсуждения дети учатся эмпатии и осознают многообразие человеческих переживаний.
Примеры заданий: «Сравни поведение волка из сказки „Волк и семеро козлят“ и волка из сказки „Лиса и Волк“», «Сравни поведение лисицы из сказки „Колобок“ и лисицы из басни И. А. Крылова „Ворона и Лисица“».
Приём «Установи эмоциональный настрой персонажа в литературе»
Задача в том, чтобы, анализируя текст, выявить чувства и переживания, которые испытывает герой. Это позволяет глубже проникнуть в суть произведения, понять мотивацию персонажа и его внутренний мир.
Детям необходимо внимательно читать или слушать отрывки из произведения и обращать внимание на слова, описывающие чувства, а также на поступки и мысли героя. Важно учитывать контекст происходящих событий, так как эмоциональное состояние может меняться в зависимости от обстоятельств.
Пример задания: «Послушайте отрывок из сказки. Какие чувства испытывают герои? Изобразите их с помощью мимики и жестов».
«Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козлёночка…» (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») — грусть, печаль.
«Спрятала печка брата с сестрой, а гуси уже налетели, кружат над ними» (сказка «Гуси-лебеди») — страх.
«Выросла репка большая-пребольшая» (сказка «Репка») — удовольствие, радость.
Приём «Эмоции и цвет в сказке»
Дети работают в парах. Они прочитывают отрывок из произведения и цветными карандашами выделяют эмоции: красным (цветом силы и энергии) —гнев или агрессию, жёлтым (цветом счастья и света) — радость, зелёным (цветом гармонии и природы) или синим (цветом мира и стабильности) — спокойствие.
В совместном обсуждении дети учатся выражать собственное отношение к ситуации или герою, слушать своих одноклассников. Они осознают, что каждый имеет право на мнение, возможно, отличное от других, и учатся принимать людей с разными точками зрения.
Шаг 4. Сочинение собственных сказок и рассказов.
Все дети любят сказки и рассказы. Придумывание сказки — это наилучший способ отразить свои чувства и эмоции в героях сочинённых произведений.
Шаг 5. Театральные постановки, которые помогают «оживить» литературное произведение.
Только досконально изучив все чувства и эмоции персонажа и поняв их, дети смогут отыграть свои роли.
Опыт и наблюдения показали, что мои ученики стали лучше понимать эмоции и управлять ими. Они сотрудничают, проявляют эмпатию, успешно решают конфликты на переменах и в групповой работе. Таким образом, практика «Сторисек» помогает развивать у детей эмоциональный интеллект.
Автор: Наталья ЛОБОДИНА, учитель начальных классов, методист МОУ СШ № 103, г. Волгоград
school103@volgadmin.ru
Чтение Образование Эмоциональный интеллект
Источник: Учительская газета