Зажигаем искру познания с помощью видео: исследование научпопа за 19 лет
Как привлечь к научным познаниям даже самого равнодушного ученика? Как найти правильный ключ? У воспитателей, учителей, преподавателей сейчас есть уникальная возможность с помощью огромных баз знаний находить подход к подопечным.
Масштабное исследование 170 000 русскоязычных научно-популярных видеороликов, опубликованных за 19 лет на 600 каналах, позволило выявить ключевые тенденции и темы. Результаты приурочены к Дню знаний 1 сентября. Список педагоги могут использовать для того, чтобы сделать уроки еще более увлекательными.
В результате исследователи получили:
- Списки самых популярных видеороликов за всю историю по просмотрам, лайкам и комментариям.
- Топ научно-популярных блогеров.
- Наиболее популярные темы по среднему количеству просмотров.
- Срок жизни блогов, среднее количество роликов на блог.
- Топ государственных каналов с научно-популярным контентом и т.д.
Разбираемся в вопросе вместе с Иваном Сычевым, технологическим евангелистом, автором тысяч научно-популярных статей и преподавателем курса «Digital-стратегия» в Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы.
Интеграция научпопа в образовательный процесс
Исследование, которое провел проект SciTopus при поддержке Гильдии «Рубежи науки», выявило четкую сезонность в потреблении научпоп-контента:
- Пик активности: март–апрель (максимальные просмотры, количество видео, лайки и комментарии).
- Спад: июнь–август (все метрики заметно падают).
- Восстановление: с сентября, особенно яркий рост в декабре.
Очень похоже на учебный год. Наиболее творческие и вовлекающие задания с использованием видеороликов можно оставить на весенние месяцы: ближе к концу года так можно поднять настроение уставшим к концу года детям. При этом не стоит забывать и о лете: в случае, если конкретный ученик не понимает темы, можно подобрать наиболее удачные видеоролики и порекомендовать к просмотру. Это не должно выглядеть как домашняя работа и не должно ей являться.
Увлечь учеников можно с помощью интересных фактов. Для этого на уроках можно показывать самые популярные видеоролики, но не полноразмерные — по возможности, можно научиться быстро с помощью приложения вроде CapCut монтировать их, оставляя самые важные и полезные части в коротких роликах на 3-5 минут.
Рейтинг видеороликов с точки зрения количества просмотров выглядит следующим образом:
- Техно — «Крошечный рай на Земле, где нет ни тюрем, ни армии, ни своих денег». 20 326 344 просмотров.
- Arzamas — «Древний Рим за 20 минут». 18 461 505 просмотров.
- Utopia Show — «ВСЕ ТАЙНЫ БЕРМУДСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА [Топ Сикрет]». 16 240 048 просмотров.
- ТОПЛЕС — «СКОЛЬКО можно НЕ СПАТЬ?» 16 170 021 просмотров.
- GEO — «Загадка Титаника : Как они могли не заметить айсберг?! Самая подробная история!» 16 144 974 просмотров.
У успешных блогеров можно научиться делать интересные и интригующие заголовки, но не для видео, а для уроков и тем, для заданий по подготовке рефератов. При выборе тем можно использовать «магниты» — те темы, которые уже с годами доказали свою эффективность. В их числе могут быть, например:
- Бермудский треугольник — так вы сможете рассказать, как количество пролетающих самолетов может повлиять на миф о загадочных свойствах географического объекта.
- Мифы о том, что американские астронавты не были на Луне, или о том, что Международная космическая станция не находится на орбите, и видео якобы из космоса снимаются на Земле.
- Миф о плоской Земле и др.
Учеников или студентов можно вовлечь в обсуждение научных тем, чтобы развивать критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения. Для этого можно выбирать темы из списка наиболее обсуждаемых — то есть видео, получивших максимальное количество комментариев. Например, Лекция Владимира Сурдина в МГУ об американской лунной программе собрала более 60 тысяч комментариев, а эксперимент, доказывающий, что Земля не плоская, 58 тысяч комментариев. В качестве положительных или отрицательных примеров аргументации можно использовать избранные вами комментарии. Список самых популярных с точки зрения комментариев научно-популярных видео за 19 лет выглядит так:
- Лекции МГУ — «Сурдин В.Г. Лунная программа. Вся правда о Луне и Американцах». 65 838 комментариев.
- Космос Просто — «Земля не плоская! Простой эксперимент дома и другие аргументы». 57 762 комментариев.
- Vert Dider — «Дебаты Лоуренса Краусса и Хамзы Тзортзиса на тему “Ислам или Атеизм: в чем больше смысла?”» 51 248 комментариев.
Такие темы могут быть точкой входа в более сложные концепции. Например, обсуждение лунной программы может перерасти в разговор о физике космических полетов, а Бермудский треугольник — в изучение вопросов статистики.
Государственные научно-популярные каналы также показывают хорошую результативность, создают качественный и интересный контент, используют уникальные кадры и недоступную в других источниках информацию.
Рейтинг государственных каналов с научно-популярным контентом:
- Роскосмос ТВ — 310 951 021 просмотров.
- Росатом — 31 702 696 просмотров.
- Дарвиновский музей — 12 119 878 просмотров.
- Московский Зоопарк — 7 741 500 просмотров.
- ИЦАЭ — 5 572 776 просмотров.
Примеры тем для разных предметов
Физика: Проанализируйте с учениками ролик «Земля не плоская! Простой эксперимент дома» (58 тыс. комментариев). Предложите придумать собственные эксперименты, опровергающие какие-либо мифы, или расскажите о других простых экспериментах, которые можно провести дома с родителями, братьями и сестрами.
История: Используйте формат «Древний Рим за 20 минут» (18,5 млн просмотров) как шаблон для студенческих проектов. Предложите ученикам создать собственные сжатые обзоры исторических периодов в формате сценария для видео.
Биология: Возьмите за основу контент Дарвиновского музея. Предложите ученикам создать экскурсию в ближайшем музее, выставке – снять видео на телефон.
Литература: Проанализируйте феномен успеха видео «(НЕ)ГЕНИЙ Леонардо да Винчи» (7,6 млн просмотров). С какими мифами и легендами связаны исторические личности? Предложите ученикам выбрать историческую личность и рассказать, в каких фильмах она упоминается, какие книги рассказывают об этом человеке.
Итог
Научно-популярный контент может быть мощным ресурсом для повышения качества и эффективности образования при грамотном подходе со стороны учителей. Системное использование результатов такого исследования позволит педагогам говорить с учениками на одном языке и находить новые способы рассказывать сложные темы, вовлекая учеников в процесс.
Автор материала: Иван СЫЧЁВ
Образование контент
Источник: Учительская газета