Президентская библиотека – учителям и школьникам: как использовать информационные ресурсы
Директор Департамента по научно-экспертной работе Президентской библиотеки Алексей Воронович подробно рассказал об образовательном потенциале информационных ресурсов библиотеки.
В число требований, предъявляемых к ученикам по гуманитарным дисциплинам, всегда входило умение работать с источником информации. Но сегодня, благодаря интернету, школьники могут получить доступ к информации практически по любой, интересующей их тематике.
В результате перед учителями возникает новый вызов: не просто научить ребят работать с информацией, но и анализировать ее на предмет подлинности и достоверности. Поэтому в число требований по предметным результатам, например по истории, включен пункт об умении осуществлять с соблюдений правил информационной безопасности поиск исторической информации.
Одной из приоритетных задач библиотек, архивов и музеев становится повышение востребованности их фондов. Президентская библиотека, которая является одной из трех национальных библиотек, изначально создавалась как электронная библиотека. Она не является универсальной библиотекой с точки зрения тематического содержания фонда. В соответствии с уставом в фонд включаются материалы по истории, теории и практике российской государственности и вопросам русского языка, как государственного. Поэтому фонд библиотеки в наибольшей степени полезен для изучения истории и обществознания, русского языка, литературы и географии.
Но, с точки зрения типового состава – фонд является универсальным и включает не только традиционные для библиотек печатные издания и периодическую печать, но также рукописи, архивные документы, картографические и изобразительные материалы, аудио и визуальную информацию. И здесь важно не только собрать значимые информационные ресурсы и создать условия для доступа к ним, но и сформировать просветительские образовательные проекты, внедрять их в учебно-воспитательный процесс.
По словам Алексея Вороновича, первым шагом на этом пути является создание цифровых коллекций, благодаря которым раскрывается содержание фонда. Цифровые коллекции – это структурированное собрания документов и материалов по определенной тематике. На данный момент сформировано более 360 коллекций, которые делятся на три большие группы: тематические, типо-видовые и образовательные. Последние также представлены отдельными разделами в рамках других коллекций. Тематические коллекции могут быть посвящены какой-то определенной теме, событию, персоне и так далее. К ним относятся и регионоведческие коллекции. Сегодня сформированы коллекции по все регионам РФ.
В Год защитника Отечества особое внимание уделяется военной истории России. Еще в 2010 году началось формирование коллекции «Память о великой Победе», в этом году она была существенно пополнена.
Стоит отметить, что создание коллекции – это только первый шаг. Важно, чтобы о них узнали, а также создать условия для работы с ними, особенно когда коллекции включают огромное количество документов и материалов. В связи с этим был снят небольшой видеоурок, посвященный событиям 30-х годов на основе документов коллекции «Вторая мировая война в архивных документах». А затем был реализован масштабный проект совместно с Горчаковским лицеем МГИМО по созданию 28 видеоуроков, которые раскрывают все темы Второй мировой войны в соответствии со школьной программой.
На протяжении длительного времени библиотека реализует проект по мультимедийным урокам. Изначально они проходили и до сих пор проходят в стенах библиотеки. Но к большинству уроков разработаны специальные методические рекомендации и сформированы сопроводительные материалы, которые позволяют проводить их самостоятельно.

Несколько лет назад началась реализация проекта «Президентская библиотека – учителям: обучение с использованием первоисточников», в рамках которого были систематизированы коллекции по предметам и возрастам, а также представлен ряд сценариев уроков по Великой Отечественной войне. Планируется развитие проекта и создание сценариев по другим темам и предметам.
В Год педагога и наставника библиотека начала проводить конкурс «Будущее Отечество – в руках учителя». В рамках этого конкурса педагоги разрабатывают уроки на основе использования ресурсов библиотеки. Работы победителей размещают в разделах проекта «Президентская библиотека – учителям».
Для того, чтобы учителя, школьные библиотекари, воспитатели и наставники могли лучше познакомиться с ресурсами библиотеки и их возможностями проводится программа дополнительного образования «Просветительский потенциал информационных ресурсов Президентской библиотеки». А на портале представлен сокращенный материал этой программы для самостоятельного изучения.
В последние годы Президентская библиотека стала разрабатывать масштабные просветительские проекты в помощь учителям и учащимся. Так, в проекте «Великая Россия» представлены биографии выдающихся деятелей нашего государства, которые дополнены ссылками на коллекции и отдельные ресурсы библиотеки.
Президентская библиотека – единственная, ссылки на ресурсы которой вошли в единый учебник истории для старшеклассников. В помощь учителям, в коллекциях, которые вошли в учебник, создаются спецразделы «Материалы для школьников» и проводятся съемки роликов о коллекциях.
Интеграция ресурсов в образовательный процесс позволяет повысить информационную грамотность школьников, совершенствовать методики преподавания предметов гуманитарного цикла и способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подчеркнул Алексей Воронович.
Образование Президентская библиотека
Источник: Учительская газета