В Калининградской области обсудили читательскую активность педагогов

14 августа 2025, 13:22
Поделиться:

Сообщество Книжных Клубов провело летнюю выездную сессию «Что и как читает российский учитель» в Калининградской области. Мероприятие стало первым в своем роде и было направлено на привлечение внимания к недостаточно изученной проблеме читательской активности педагогов.

В рамках сессии, проходившей в Полесске, Зеленоградске и Светлогорске, учителя из разных регионов России приняли участие в интерактивных лекциях, мастер-классах и дискуссиях, посвященных роли чтения в профессиональном и личностном развитии. Особое внимание было уделено Международному конкурсу медиапроектов «Страна Читалия», который предоставляет педагогам платформу для творческого самовыражения и обмена опытом в сфере продвижения чтения.

Ольга Мачехина, доктор педагогических наук, профессор МГПУ: «Много лет мы исследуем и анализируем детское чтение. И, казалось бы, почти все о нем знаем. Не так ли? А если и не все, то, вероятно, неизвестным осталось именно чтение учителей. В поиске ответа на этот вопрос мы организовали выездную летнюю сессию Сообщества Книжных Клубов и назвали ее именно так: «Что и как читает российский учитель». Сообщество только формируется и открыто для всех, кто считает, что читающий учитель – это читающие ученики, а все мы – бывшие, настоящие или будущие ученики и родители учеников».

Участники обсудили широкий спектр вопросов, связанных с читательской активностью, включая стратегии развития навыков смыслового чтения, формирование позитивного отношения к литературе у школьников и использование чтения в качестве инструмента для борьбы с профессиональным выгоранием.

Одним из ключевых моментов сессии стало обсуждение взаимосвязи между чтением и научной работой. Участники пришли к выводу, что осмысленное чтение и глубокий анализ текстов являются основой успешной исследовательской деятельности педагога.

Ирена Ивлева, тьютор, соорганизатор мероприятия: «Наша цель – создать сообщество единомышленников, для которых чтение является не только источником удовольствия, но и важным инструментом профессионального роста».

В течение четырех дней учителя из разных регионов страны погружались в мир книг, обменивались опытом и вдохновлялись на развитие читательской культуры.

Первый день сессии прошел в необычном месте – «Кроличьей норе», где участники обсуждали цитаты из «Алисы в Стране чудес» и примеряли шляпы Безумного Шляпника, создавая атмосферу волшебства и творчества.

Во второй день учителя посетили Полесск, где в местной школе состоялся мастер-класс в рамках проекта «PROчтение». Особым событием стало посещение музея старой немецкой школы «Вальдвинкель», где участники смогли почувствовать себя учениками прошлых веков, пишущими настоящими грифелями на грифельных досках. Завершился день поездкой на Старый маяк, где участники насладились красотой природы.

В гимназии «Вектор» г. Зеленоградска, в третий день сессии, директор гимназии Наталья Михайловна Салтыкова провела экскурсию и приняла активное участие в дискуссии по главной теме сессии. Также инициаторы сессии провели две интерактивные лекции, в которых приняли участие более 30 педагогов.

В завершении Летней сессии перед участниками выступил Андрей Иоффе, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ, с интерактивной лекцией «Что и как читает российский учитель». Участниками совместно с Андреем Наумовичем был сформирован пул книг для чтения:

  • Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
  • А. и Б. Стругацкие «Гадкие лебеди»
  • У. Голдинг «Повелитель мух»
  • Н. Шустерман «Беглецы»
  • Ф. Искандер «13 подвиг Геракла»
  • В.Ф. Тендряков «Шестьдесят свечей»
  • А. Жвалевский, Е. Пастернак «Хочу в школу»
  • А. Лиханов «Благие намерения»
  • Т. Штрассер «Волна»
  • М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы»
  • И. Грекова (Е.С. Вентцель) «Кафедра»
  • К. Сигэмацу «Синяя птица»

Стоит отметить, что в событии принимали участие лауреаты и призеры региональных конкурсов профессионального мастерства, члены Клуба «Янтарный пеликан». Также состоялось знакомство представителей Клуба «Наставник» из Москвы и Калининградской области.

Организаторы уверены, что данное мероприятие положило начало новому этапу в развитии читательской культуры в российском образовании.

Образование Калининградская область

Источник: Учительская газета