Специфика формирования умений и навыков саморегуляции у школьников в процессе обучения
Современное образование делает акцент не только на передаче знаний, но и на развитии у учащихся способности к самостоятельному управлению своей учебной деятельностью. Саморегуляция — важный метапредметный навык, который помогает школьникам ставить цели, планировать время, контролировать свои действия и корректировать их в зависимости от результатов. Как же формировать эти умения в процессе обучения? Что такое саморегуляция и почему она важна?

Под саморегуляцией в этой статье понимается «процесс смыслообразования, подразумевающий саморефлексию и систему переживаний в контексте самоидентификации, где саморегуляция это проявление регулятивной функции самосознания» и «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей».
Сущность саморегуляции у школьников представляет собой способность контролировать свои мысли, эмоции, поведение и реакции в различных учебных и социальных ситуациях. Саморегуляция играет важную роль в процессе самопознания, формировании самостоятельности и развитии личностных качеств учащихся.
Современные подростки, словно отражение взрослого мира, живут в условиях перегрузки – физической, информационной и психологической. Это непосильное бремя и недостаточно развитые навыки саморегуляции становятся уязвимым местом. Именно поэтому неумение контролировать свои эмоции и поведение может привести к проблемам с поведением. Подростку важно уже в школе сформировать необходимые навыки для дальнейшей успешной жизни в быстро меняющемся мире.
В связи с этим в последнее время изучение развития именно саморегуляции у подростков привлекает все больше внимания исследователей, так как является одним из способов решения заявленных проблем.
Исследования показывают, что развитие навыков саморегуляции активно влияет на многие процессы, помогает подросткам осознавать собственное личностное развитие, способствует педагогическому осмыслению их потенциала и ограничений. Исследования ясно показывают, что те, кто испытывает удовлетворение от жизни, обладают явным преимуществом в учебе, вовлеченностью в образовательный процесс, уверенностью в своих силах и способностью находить общий язык с окружающими.
Так как же формировать саморегуляцию в учебном процессе?
Обучение целеполаганию
Часто ученики выполняют задания механически, не понимая, зачем это нужно. Важно учить их ставить конкретные, измеримые и реалистичные цели. Например:
- «Сегодня я разберу три сложных примера по алгебре»;
- «К концу недели выучу 20 новых слов по английскому».
Развитие навыков планирования
Школьники часто откладывают выполнение задач на потом из-за неумения распределять время. Помочь могут:
- Составление чек-листов и пошаговых инструкций для сложных заданий;
- Использование тайм-менеджмент-техник (например, метода «Помидора» — 25 минут работы, 5 минут отдыха);
- Включение в урок элементов проектной деятельности, где нужно разбивать работу на этапы.
Формирование самоконтроля
Умение оценивать свои действия — ключевой компонент саморегуляции. Для его развития можно:
- Применять вопросы для самоанализа: «Что у меня получилось хорошо? Что можно улучшить?»;
- Использовать взаимопроверку (ребята учатся анализировать не только свои, но и чужие работы);
- Вводить оценочные рубрики (критерии), чтобы ученики понимали, по каким параметрам оценивается их работа.
Развитие эмоциональной саморегуляции
Стресс, тревожность и страх ошибок мешают продуктивной учебе. Важно учить детей:
- Техникам релаксации (глубокое дыхание, короткие паузы для отдыха);
- Позитивному восприятию ошибок («Ошибка — это шаг к новому пониманию»);
- Рефлексии: «Что я чувствую, когда решаю сложную задачу? Как мне справиться с волнением?»
Формирование саморегуляции — долгий процесс, требующий системности. Однако, развивая эти навыки, мы помогаем школьникам становиться самостоятельными, ответственными и успешными не только в учебе, но и в жизни. Начинать можно с малого: с осознанного целеполагания, планирования дня и рефлексии. Постепенно эти умения станут привычкой, а значит — прочной основой для обучения в течение всей жизни.
Диана Малахова, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, Школа № 281, г. Москва
Источник: Учительская газета