Взаимная оценка: впервые в России запустят кросс-вузовскую экспертизу
2 июля 2025, 13:24
В России внедрят принципиально новый формат оценки работы высших учебных заведений. Они будут анализировать деятельность друг друга. Проект кросс-вузовской экспертизы реализуют по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ.

На образовательном интенсиве на площадке Московского государственного технического университете им. Н. Э. Баумана представили новый подход экспертного сопровождения программы «Приоритет-2030». Об основном преимуществе новой модели оценивания, которая призвана стать инструментом профессионального развития, рассказал директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Виталий Гришкин.
По его словам, оценка коллег не будет формальной процедурой, она позволит принять конкретный рабочие решения. «Когда экспертами выступают коллеги из других вузов, оценка становится не формальной процедурой, а возможностью перенять конкретные рабочие решения, проверить свои подходы и получить рекомендации от тех, кто уже сталкивался с похожими вопросами. Таким образом оценка экспертов становится не инструментом контроля, а ресурсом для развития», — отметил Виталий Гришкин.
Предложенный подход принципиально меняет философию экспертной работы. Ранее университеты работали в системе вертикального контроля, а теперь они станут участниками единой развивающейся системы, где стандарты качества вырабатываются совместно профессиональным сообществом.
Как подчеркнул научный руководитель программы «Приоритет-2030» Андрей Волков, суть новой оценки вузов на основе peer-review assessment состоит в том, что равные участники оценивают друг друга. «Эта практика является основным инструментом оценки деятельности университетов во всем мире, так как университеты по своей сути уникальные организации, которых нельзя оценить по стандартизированному шаблону», – отмети он.
Андрей Волков уверен в необходимости данного подхода при оценке качества, валидности, уникальности и получении обратной связи университетом. В российской системе высшего образования сложилось преобладание стандартизированного контроля – в форме лицензирования и аккредитации. Однако он не позволяет оценить программы развития, выходящие по своему смыслу за границы стандартных практик. Чтобы в высшем образовании эта новая модель стала постоянно действующей, понадобится несколько лет, сказал Андрей Волков.
О ключевой роли выездной экспертизы в анализе ресурсов вузов и реализации их стратегических проектов рассказала директор Центра технологического лидерства Ирина Жукова. «Работа экспертов Социоцентра — важная часть многоуровневой системы оценки. В рамках программы «Приоритет-2030» при Совете создана постоянная экспертная группа. Особое значение имеет выездная экспертиза: она позволяет оценить ресурсообеспеченность университета и реалистичность доведения заявленных проектов до конкретных результатов», — отметила Ирина Жукова.
Как сообщает сайт Минобрнауки России, несмотря на время, которое потребуется для адаптации новой системы, ее потенциал очевиден. Успех будет зависеть от готовности вузов к открытому профессиональному диалогу и совместной работе над повышением качества образования.
Источник: Учительская газета