За музейной витриной — против школьной травли: как культурные пространства помогают педагогам решать проблему буллинга
1 июля 2025, 14:39
Тема травли болезненна для российских школ: по данным ВЦИОМ, опубликованным в сентябре 2024 года, четверть россиян сталкивались с травлей в школе лично (25%), еще 19% ответили, что ее жертвами стали их дети или внуки. При этом в России буллинг в большей степени, чем в других странах, «сконцентрирован» в определенных школах: примерно 70 % учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергаются от 25 до 50% учеников. Традиционные методы профилактики не всегда эффективны. Может ли музей стать союзником педагога в борьбе с этой проблемой?

24-25 июня в Москве прошла международная конференция «Пространство трансформации: музеи для ментального и эмоционального благополучия», собравшая экспертов из музейной сферы, психологии и педагогики. Среди наиболее востребованных сессий оказался мастер-класс «Каждый важен. Как музей помогает решить проблему школьной травли».
Мы поговорили с Еленой Гориновой, социальным психологом и ведущим методологом Еврейского музея и центра толерантности, которая уже несколько лет разрабатывает и ведет программы против школьной травли, используя возможности музейного пространства.
Елена рассказала, почему музейная среда оказывается более эффективной для профилактики буллинга, чем традиционные школьные методы, поделилась конкретными инструментами работы с подростками и объяснила, как педагоги могут адаптировать музейные технологии для использования в собственных школах.
От экскурсии к человечности: почему музей?
Представьте: класс заходит в музей. Кто-то сразу достает телефон, кто-то вздыхает «опять эта культурная программа, ну чего мы тут не видели», а кто-то, наоборот, с любопытством разглядывает экспонаты. Через полтора часа эти же дети выходят если не другими, то с новой «зароненной» мыслью и обсуждают не Лабубу, а способы поддержать того, кого обижают.
Звучит слишком хорошо для правды, но это реальность бесплатной программы «Каждый важен», которую уже несколько лет реализует Центр толерантности Еврейского музея.
Парадокс учительского восприятия
Особенно показательны результаты опроса педагогов, который провел Центр толерантности среди учителей из 32 регионов России. Парадокс: 87 % педагогов лично наблюдали травлю в школах, 81 % помнят буллинг из собственного школьного опыта, но при этом только 60 % считают, что проблема действительно распространена. Получается, учителя одновременно видят проблему и… как бы не замечают ее масштабов.
«Каждый взрослый, включая педагогов, является носителем стереотипов о травле, — объясняет Елена Горинова, социальный психолог и ведущий методолог Центра толерантности. — Одни из главных: травля это нормальный механизм взросления, так что жертва должна сама справляться, и во всем виноват только агрессор. Мы стараемся ломать эти представления».
Почему музей, а не школьный класс?
Когда Елену Горинову спрашивают, зачем антибуллинговую программу проводить именно в музее, она сначала задумывается — вопрос для нее неожиданный.
«Музей — это безопасное пространство, которое вдохновляет, — говорит она. — Особенно если это современное пространство, кардинально отличающееся от стандартных школьных классов».
Дело не только в смене обстановки. В музее дети встречаются с новыми людьми, носителями иной ролевой модели поведения — это вызывает у школьников любопытство и уважение. Плюс возможность совместить культурный выезд с профилактическим занятием снимает сопротивление: дети приезжают не на «лекцию о том, как надо себя вести, а ну-ка все построились», а на интересную программу.
Не менее важны и музейные технологии. Интерактивные эксперименты, ролевые игры, квесты, лаборатории — все это создает особую атмосферу, в которой сложные разговоры о чувствах, эмпатии и взаимопомощи проходят более естественно.
Системный подход: не только дети
Программа «Каждый важен» строится на понимании: травля — это не проблема отдельных «плохих» детей, а системная история, в которой участвуют все. Поэтому работать нужно комплексно.
Для школьников 5—11 классов разработан цикл из восьми занятий, каждое продолжительностью полтора часа. Программа адресована в первую очередь большинству — потенциальным свидетелям травли. Ведь именно от позиции наблюдателей зависит, будет ли буллинг процветать или сойдет на нет.
Педагогам предлагается программа онлайн-обучения на 36 академических часов и полный методический комплект для самостоятельного проведения занятий. Для родителей создаются информационные материалы и просветительские модули.
«Мы работаем с классом в целом, — подчеркивает Елена Горинова. — Не делим детей на агрессоров и жертв. Если в классе есть ситуация травли, мы все равно работаем со всеми, но при этом оказываем поддержку тому, кто стал объектом буллинга».
Главный результат для методологов — это возвращение школ.
«Для нас показатель успешности — когда школа приезжает каждый год, — рассказывает эксперт. — Они говорят: у нас была проблема, класс прошел программу, проблема решена. И дальше информация распространяется среди других классов».
Практические инструменты
От наблюдателя к защитнику
Основа программы — сквозной видеокейс, который разбирается на протяжении всех восьми занятий. Дети видят ситуацию травли глазами разных участников: жертвы, агрессора, свидетелей.
«Это помогает развивать эмпатию, — объясняет психолог. — Ребенок понимает, что чувствует каждый участник ситуации, и у него появляется мотивация что-то изменить».
Особенно эффективны интерактивные эксперименты. Например, на занятии по многообразию детям предлагают найти общее между собой и тем, кто кажется совсем непохожим.
«Условно у “рокера-неформала” и “футболиста” может быть одинаковый любимый фильм, — улыбается Елена. — Стереотипы рушатся, когда ты видишь в другом человека, а не ярлык».
Ролевые игры позволяют «примерить» разные позиции. В симуляционной игре дети учатся оказывать эмоциональную поддержку: не просто сказать «не расстраивайся», а найти слова, которые действительно помогут. А групповые задания показывают, как можно противостоять агрессии не в одиночку, а сообща.
Превратить свидетеля в союзника
Ключевая идея программы — активизировать свидетелей.
«Именно от позиции большинства зависит, будет ли травля продолжаться, — убеждена Елена. — Если класс молчит — агрессор получает молчаливое одобрение. Если заступается — буллинг начинает постепенно затихать».
На третьем занятии проводится тренинг «Укрепление активной позиции». Детям предлагают ситуации, в которых нужно выбрать: промолчать или вмешаться. Обсуждают не только что можно сделать, но и как это сделать безопасно.
***
Упражнение «Варианты безопасного вмешательства»
- Отвлечь агрессора: «Саш, а ты домашку по физике сделал? Поделись».
- Увести жертву: «Игорь, пойдем в столовую, там Пашка ждет».
- Привлечь взрослых: сообщить учителю или позвать его под любым предлогом.
- Поддержать после: подойти к пострадавшему и сказать «Это ужасно, Игорь. Они неправы. Как ты? Ты так держался классно!», не давать советов, просто поддержать.
- Создать свидетелей: позвать друзей фразой «ребят, идите сюда, здесь кто-то самоутверждается за чужой счет».
- Встать рядом: просто подойти к жертве, ничего не говоря — это уже поддержка.
Главный принцип: не стать второй мишенью, но показать агрессору, что его действия видны, не одобряются коллективом и потому их надо прекратить.
***
«Мы показываем, что есть много способов помочь, — рассказывает психолог. — Не обязательно драться с обидчиками. Можно отвлечь их, позвать взрослых, сказать обидчику “я все вижу, это отвратительно” или подойти к тому, кого обижают и искренне спросить, как у того дела».
Отдельное занятие посвящено ресурсам и возможностям. Дети составляют «карту помощи»: к кому можно обратиться в школе, дома, в интернете. Оказывается, поддержку найти можно всегда — просто важно знать, где искать.
Творчество против агрессии
Для детей, склонных к агрессивному поведению, особенно эффективны творческие формы работы.
«Мы включаем их в социальную активность и волонтерские проекты, — рассказывает психолог. — Это помогает утилизировать агрессию в конструктивные формы деятельности».
Например, на занятии по конструктивной коммуникации дети учатся выражать недовольство без оскорблений и угроз. В ролевой игре они проигрывают конфликтные ситуации, ищут варианты решения. Оказывается, можно отстоять свою позицию, не унижая другого. И это действительно открытие для подростков, которые уже запомнили термин «личные границы», но еще не поняли, что это не колючая проволока, а забор с калиткой.
***
Упражнение «Переводчик эмоций»
Дети получают карточки с агрессивными фразами и должны «перевести» их на язык конструктивной коммуникации. Правило: сохранить суть претензии, но убрать оскорбления и ультиматумы. Не сразу получается выйти на корректный и литературный русский язык, но это дело не одного занятия, а нескольких.
Ты тупой, даже этого не понимаешь! | Я не понял сейчас тебя совсем-совсем. Объясни еще раз? |
Отвали от меня, надоела. Не видишь, плохо. | Слушай, мне сейчас очень нужно побыть одной. Прости, но давай потом? |
Ты всегда все портишь! | Ох, как меня бесит, когда так получается. Давай как-то по-другому сделаем? |
Ты специально меня игнорируешь! | У меня ощущение, что ты меня избегаешь. Я что-то не то сказала? |
Ты дура, ничего не понимаешь! | Я думаю по-другому. Давай разберемся. |
Все против меня сговорились! | Чувствую себя лишним. Что происходит? |
Секрет методики: в конструктивной фразе подросток называет свои чувства, говорит о конкретной ситуации (без слов «всегда/никогда») и предлагает выход.
***
Финальная проектная мастерская — это всегда творчество. Дети снимают видеоролики о дружбе, рисуют комиксы о том, как важно быть разными, придумывают игры для других классов.
«Когда подросток, да и взрослый тоже, в этом мы похожи, создает что-то для других, он чувствует свою значимость, — объясняет Елена. — Это гораздо эффективнее любых запретов и наказаний».
Инструменты для школы: адаптация музейного опыта
Когда музей далеко, а проблема рядом
Не у всех есть возможность привезти класс в Еврейский музей и центр толерантности. Но принципы программы «Каждый важен» можно адаптировать под любые условия — от школьного музея до соседнего культурного центра.
«Любой педагог может взять готовые сценарии и провести занятия у себя в классе, — подчеркивает Елена Горинова. — Мы адаптируем все занятия под школьные условия. Но честно скажу: эффективность в непривычной среде будет выше».
Школьный музей как пространство для диалога
Даже небольшой школьный музей может стать площадкой для разговора о толерантности. Главное — не экспонаты, а атмосфера.
«Музейное пространство снимает напряжение, — объясняет психолог. — Дети воспринимают это не как урок морали, а как интересное мероприятие».
Простые приемы адаптации:
- Смена обстановки — даже переход из класса в музей уже настраивает по-другому
- Новый ведущий — пригласите школьного психолога, библиотекаря или музейного работника провести занятие вместе с вами
- Интерактивные элементы — используйте экспонаты как отправную точку для разговора о разных судьбах, культурах, ценностях
- Групповая работа — расставьте стулья кругом, а не рядами
Любой музей — союзник педагога
Краеведческий, художественный, технический — подойдет любой. Секрет в том, чтобы связать экспозицию с темой травли, разности опыта, эмпатии, человечности:
- В краеведческом музее можно говорить о том, как разные народы жили на одной территории, как решали конфликты, чем занимались. «Посмотрите, какие разные предметы быта. А ведь люди ими пользовались каждый день — точно так же, как мы сейчас».
- В художественном — обсуждать, как художники разных эпох изображали дружбу, семью, конфликты. «Что чувствуют герои этой картины? Как бы вы поступили на их месте?» и «Попробуем найти экспонат вот под такую эмоцию?».
- В техническом — говорить о том, как изобретения создавались коллективно, как важна была взаимопомощь и поддержка. «Этот станок создавали несколько инженеров. Что было бы, если бы они не умели договариваться?»
Ключевые элементы для адаптации
Независимо от места проведения, важно сохранить основные принципы:
- История — найдите фильм, книгу, реальную историю, которая станет основой для обсуждения. Можно использовать документальные или художественные фильмы о школьной травле.
- Ролевые игры — пусть дети примерят разные позиции. «Представьте, что вы свидетель этой ситуации. Что чувствуете? Что можете сделать?».
- Работа в группах — делите класс на команды, давайте разные задания. Одна группа ищет способы поддержать жертву, другая — варианты безопасного вмешательства.
- Творческий финал — завершайте созданием чего-то полезного: плакатов для младших классов, правил дружного класса, памяток для свидетелей, жертв, агрессора и др.
Не менее важна искренность ведущего. Дети чувствуют, когда взрослый просто отрабатывает программу, а когда действительно верит в то, о чем говорит.
Цель не в том, чтобы провести разовое мероприятие, а в том, чтобы запустить процесс изменений в классе. Поэтому лучше проводить серию занятий, пусть и коротких, чем одно длинное.
Источник: Учительская газета