Как сохранить русский язык в билингвальной семье: практические советы для родителей
25 июня 2025, 9:29
Дети, растущие в двуязычной среде, это маленькие полиглоты, которым открыт целый мир. Как онлайн-педагог, работающий с детьми-билингвами, я использую нейропсихологический подход, который помогает сделать изучение русского языка естественным и увлекательным процессом.

Почему это важно?
Язык — это не просто слова. Это культура, традиции, эмоции и даже способ мышления. Для детей-билингвов русский может стать мостом к общению с бабушками и дедушками, ключом к русской литературе и частью их идентичности.
Что могут сделать родители?
1. Создайте языковую среду дома
В своей онлайн-практике я часто вижу, как важно окружить ребенка русской речью:
- «Русские уголки» – настольные игры, полка с книгами
- Семейные традиции – субботние блины с русскими сказками
2. Нейроподход в действии
На занятиях я использую кинезиологические мячики, которые:
- Активируют оба полушария мозга
- Помогают запоминать слова через движение
- Снижают языковой барьер
Пример игры:
«Мячик-словарик» – ребенок выполняет двигательные упражнения мячом и на каждый удар называет слова из какой-то лексической темы: животные, фрукты, транспорт.

3. Чтение с пользой
Лучшие произведения и авторы для билингвов:
Малышам: Агния Барто, Корней Чуковский, Владимир Сутеев.
Дошкольникам: рассказы Николая Носова, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, «Маугли» Редьярда Киплинга.
Школьникам: «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
4. Игры для всей семьи
Можно всем вместе поиграть в такие игры, как: «Съедобное-несъедобное» с русскими словами, «Кухня на русском» – готовим, называя продукты и действия.

Главный секрет успеха
В своей работе я убедилась: русский язык лучше усваивается, когда:
- Занятия проходят в игровой форме;
- Задействованы все каналы восприятия;
- Ребенок чувствует радость от общения.
Сохранить русский в билингвальной семье реально, но это требует терпения и творчества. Важно не заставлять, а увлекать: через игры, истории, совместные ритуалы. И тогда русский язык станет для ребенка не уроком, а частью жизни – теплой, живой и любимой.
Автор: Инга Скоробогатова, учитель начальных классов, нейропедагог, г. Калининград
Источник: Учительская газета