Как сохранить русский язык в билингвальной семье: практические советы для родителей

25 июня 2025, 9:29

Дети, растущие в двуязычной среде, это маленькие полиглоты, которым открыт целый мир. Как онлайн-педагог, работающий с детьми-билингвами, я использую нейропсихологический подход, который помогает сделать изучение русского языка естественным и увлекательным процессом.

Почему это важно?

Язык — это не просто слова. Это культура, традиции, эмоции и даже способ мышления. Для детей-билингвов русский может стать мостом к общению с бабушками и дедушками, ключом к русской литературе и частью их идентичности.

Что могут сделать родители?

1. Создайте языковую среду дома

В своей онлайн-практике я часто вижу, как важно окружить ребенка русской речью:

  • «Русские уголки» – настольные игры, полка с книгами
  • Семейные традиции – субботние блины с русскими сказками

2. Нейроподход в действии

На занятиях я использую кинезиологические мячики, которые:

  • Активируют оба полушария мозга
  • Помогают запоминать слова через движение
  • Снижают языковой барьер

Пример игры:

«Мячик-словарик» – ребенок выполняет двигательные упражнения мячом и на каждый удар называет слова из какой-то лексической темы: животные, фрукты, транспорт.

3. Чтение с пользой

Лучшие произведения и авторы для билингвов:

Малышам: Агния Барто, Корней Чуковский, Владимир Сутеев.

Дошкольникам: рассказы Николая Носова, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, «Маугли» Редьярда Киплинга.

Школьникам: «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.

4. Игры для всей семьи

Можно всем вместе поиграть в такие игры, как: «Съедобное-несъедобное» с русскими словами, «Кухня на русском» – готовим, называя продукты и действия.

Главный секрет успеха

В своей работе я убедилась: русский язык лучше усваивается, когда:

  • Занятия проходят в игровой форме;
  • Задействованы все каналы восприятия;
  • Ребенок чувствует радость от общения.

Сохранить русский в билингвальной семье реально, но это требует терпения и творчества. Важно не заставлять, а увлекать: через игры, истории, совместные ритуалы. И тогда русский язык станет для ребенка не уроком, а частью жизни – теплой, живой и любимой.

Автор: Инга Скоробогатова, учитель начальных классов, нейропедагог, г. Калининград

Источник: Учительская газета