Воспитание искусством: кинопедагогика вчера и сегодня

13 июня 2025, 7:01

От учебного кино и кинокружков, до онлайн-курсов и профессиональных киносмен. Как развивалось применение кино в образовательной среде, становясь воспитателем, мотиватором и собеседником целых поколений – разбираемся в статье.

Трудно поверить, но еще девяносто лет назад кино не считалось полноценным искусством. Режиссер Дзига Вертов, например, категорически отвергал литературные и театральные элементы, утверждая: кино должно показывать только правду, не прибегая к вымыслу. Несмотря на этот радикальный подход, именно он стал основателем нового документального направления. Вертов доказал, что камера – это средство фиксации и инструмент познания реальности. Спустя десятилетия кино шагнуло в сторону вымысла, метафоры, философии. Эстетика кадра, художественный замысел, авторское видение. В связи с этим изменилось и применение фильмов в сфере образования.

Начало: кино как учебный инструмент (1900–1940)

В начале XX века педагоги, режиссеры и исследователи уже осознавали синтетичность кино: оно объединяло изображение, звук, движение и текст. В СССР активно развивались киноклубы на разных уровнях, от школы до университетов. Были те, кто изучал в основном технические инструменты кино, как вышеупомянутый Дзига Вертов или Лев Кулешов. Были и те, кто ставил творческое начало превыше всего и смотрел на кинопроцесс как на развивающийся диалог кадров. Например, в это же время режиссеры Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин представили монументальные труды о создании и съемке фильма, построении монтажа, образовательных и воспитательных функций кино. Кстати, методы преподавания Эйзенштейна до сих пор пользуются популярностью. Среди самых распространенных: педагогическая театрализация и сократический метод ведения лекций.

В 1930-х годах появился интерес к тому, как кино влияет на восприятие. Абрам Гельмонт – один из первых, кто исследовал кинопедагогику. Он писал о том, как кино развивает зрительное внимание, формирует эмоциональную отзывчивость и визуальное мышление. В школах начали показывать фильмы о природе, истории, труде и все чаще обсуждать увиденное.

Пик: кино как формирование личности (1940–1970)

Сороковые годы XX века всегда ассоциируется с войной. Но в это время в кинообразовании начались главные метаморфозы, когда обычные библиотеки с книгами начали заменяться бобинами с фильмами. Киноклубы, где смотрели фильмы, теперь обзавелись выступлениями культурологов, режиссеров и педагогов. А ряд молодых режиссеров, получив после войны новые возможности и темы для своих картин, создавали новые миры, которые позже стали шедеврами мирового кино.

Любой кинокритик или киновед сразу скажет вам про французскую синематеку, которую открыл Анри Ланглуа. И, конечно, это феноменальный случай, который показал, как обычные подростки и юноши смогли воспитать себя с помощью седьмого искусства, а позже изменить его. Многие из тех, кто посещал синематеку, позже работали в самом известном журнале о кино «Каю де Синема», а некоторые из них, такие как Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Жак Риветт, стали известными режиссерами. Опыт синематеки распространился и на другие страны. В Италии в 1967 году открылась Болонская синематека, в которой и сегодня проходят показы и фестивали ретро-фильмов.

В СССР в 60-х активизировалась работа Центрального дома кинолюбителя (КДК), где показы фильмов сопровождались лекциями и дискуссиями. Кинопедагог Олег Александрович Баранов разработал принципы ведения киноклуба. Также кинопедагог отмечал, что фильмы должны восприниматься через эмоциональное восприятие и приводить к пониманию художественного образа и авторской идеи.

Стоит отметить, что 50-е и 60-е стали своего рода эпохой просвещения киноискусства. Теперь познать мир внешний и внутренний можно было через экран. Фильмы больше посвящались отдельной личности, ее потребности. Помимо европейского кино, это коснулось как Японии, так и Советского Союза, где новое кинотечение приобрело название «оттепельное». Вспоминая фильмы вроде «Доживем до понедельника», «Застава Ильича», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», становится понятно, куда повернулся вектор кинообразования. В этих фильмах герои жили настоящими чувствами и переживаниями, сталкивались с человеческими пороками и слабостями. Перед молодыми героями вставали вопросы, неизбежно возникающие перед всеми взрослеющими людьми: переосмысление собственного «Я», определение своего места в жизни, выбор жизненного пути, любовь и взаимоотношения с ровесниками и старшим поколением.

Массовость: кино как форма гуманистического развития (1970–2000)

С 70-х годов кино стало частью гуманитарного образования. Открывались факультеты медиакоммуникаций. Помимо эстетического и культурологического подходов, развивались новые теории: семиотическая, критического мышления, инъекционная (о воздействии СМИ на массовое сознание).

В Советском Союзе продолжали развиваться школьные киностудии и клубы. Ребята учились анализировать фильмы и снимать собственные: писать сценарии, работать с камерой, монтировать. Это способствовало развитию нестандартного мышления, визуального языка, способности к самовыражению.

Меняются и подходы изучения кино. Педагоги стараются разобраться, как кино влияет на ребенка, какие сюжеты отвечают запросам молодого поколения. Все чаще кино используется как инструмент прививания гуманистических идей и экологических привычек.

Новая реальность: кино и тикток-культура (2000-е – наши дни)

Последние 15 лет дети растут и развиваются вместе с гаджетами. Визуальная информация заменила печатный текст. В наше время остро встали вопросы об информационной безопасности, интереса к искусству и творчеству, развитии мышления и духовного развития ребенка. Многие практики прошлых лет до сих пор эффективны, но их формат модерации требовал переосмысления. Сегодня мы рассматриваем не только кино, но и тренды, которыми живет молодежь.

Сегодня актуальны и классические киноуроки, и игровые формы: викторины, задания на внимание, наблюдательность, упражнения на работу с памятью и логикой. Онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс» предлагает фильмы с методическими материалами, адаптированными под разные возрастные категории. Они охватывают темы взросления, экологии, дружбы, выбора профессии, ценности семьи и многие другие.

Важнейшая тенденция последних лет – не лишь смотреть кино, но еще и создавать его. Появляются киносмены, фестивали, конкурсы. Дети снимают короткометражки, клипы, документальные зарисовки. Телефон становится их первым инструментом киноязыка. Это развивает способность к анализу, пониманию чужого опыта, формирует ценностные ориентиры.

Что дальше?

Сегодня кинопедагогика охватывает школу, семью, допобразование. Но вызовы времени требуют ответов. Классика кино не уходит, она нуждается в новом подходе. Вместо скучных лекций – сторителлинг. Вместо киновикторин – медиафестивали. К примеру, «Курьер» Карена Шахназарова может быть понятнее через разбор эмоционального конфликта героя, а «Чучело» – через современную тему буллинга.

Кинопедагог – это медиатор, умеющий строить диалог. Он находит мост между сегодняшним подростком и героями фильмов. Подбирает правильные вопросы, чтобы зацепить, вовлечь, вдохновить. Потому что воспитание искусством – это всегда путь от экрана к сердцу.

Онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс» сегодня успешно популяризирует современные техники продвижения кинопедагогики: образовательные форумы для учителей, фестиваль детского и семейного кино, киносмены. Уникальным проектом за последний год стал онлайн-киноклуб, на котором обсуждаются актуальные темы и главные проблемы воспитания, образования детей и подростков. К определенной теме подбираются фильмы и мультфильмы, проводится разбор отдельных сцен, которые впоследствии можно использовать на собственных уроках. Также в тематику стримов включаются рекомендованные Министерством просвещения. Смотрите новые выпуски и записи онлайн-киноклуба в нашей группе Вконтакте.

Автор: Никита Соловьев

Источник: Учительская газета