Магия интереса: секреты мотивации и креатив в образовательном процессе
12 июня 2025, 9:01
Про обучение не через рамки строгих запретов, ограничений и правил говорили еще Аристотель и граф Лев Николаевич. Спустя столетия я убеждаюсь – великие были правы: интерес – вот ведущая сила в обучении.

Введу в курс дела. В моей педагогической деятельности были непростые эпизоды: 6 лет я работала в системе СПО и преподавала историю тем, кто убеждал меня, что в жизни им она совсем не пригодится и учить ее… ну вот ни капли не обязательно.
Дам спойлер: я победила – они учили.
А я создала авторский курс «История для сварщиков» и приобрела бесценный опыт мотивации немотивированных, которым хочу поделиться со своими коллегами:
- Яркое и неизведанное: первый прием или крючок, как я люблю его называть.
Заинтересуйте их, заинтригуйте! Вызовите массу вопросов еще до начала урока, например, оставьте небанальное послание на доске на перемене и покиньте класс до звонка на урок. Пусть они поизучают, посмотрят, загуглят даже.
Пример: изучаем гражданскую войну в Испании. Я размещаю изображение картины П. Пикассо «Герника» на доске и выхожу. Уже в начале урока ребята атакуют самыми разными вопросами: что за странные человечки? Почему женщина кричит? Лошадь и бык?..
Я прошу ребят поделиться – какое настроение вызывает картина – как правило, ужас и напряжение. И вот тогда я рассказываю историю создания произведения: о бомбардировке г. Герника испанскими фашистами и тем, как мастер Пикассо с помощью кистей и красок пытался привлечь внимание к своей Родине.
Как правило, такие истории очень цепко притягивают внимание учеников, и события остаются в памяти надолго.
- «Крючок-тайна»: все любят сюрпризы, даже те, кто ни за что в этом не признаются.
Идея как заявить о новой теме урока: вам нужна черная коробка с прорезью для руки. Внутрь коробки кладете предметы, связанные с изучаемой темой: шахматы – Индия, компас – Китай. Попросите ребят узнать, что за предмет спрятан в черном ящике и объяснить, как он связан с новой темой. Таким же образом можно отмечать отличившихся на предыдущем уроке – пусть изучают предметы в коробке именно они.
При подготовке к уроку задайте себе следующие вопросы:
- Могу ли я заинтересовать учеников, подчеркнуто скрывая что-то от них?
- Могу ли я проделать отверстие в «таинственной коробке», чтобы дети могли потрогать содержимое, но не могли его увидеть?
- Могу ли я использовать помощь коллег в создании покрова тайны?
- Могу ли я подсказывать ученикам, провоцируя их на догадки?
- «Крючок-актуальность»:
В бытность преподавателя техникума, мне было непросто объяснить будущим слесарям, зачем им в мастерской знать о монголо-татарах. Для этого всегда нужно обращаться к актуальным событиям, даже изучая то, что давно кануло в лету.
Вопросы к этому крючку:
- Какие события из мира новостей связаны с этим уроком?
- Как я могу использовать популярные сейчас тренды и веяния, чтобы усилить вовлеченность учеников?
- Могу ли я вешать на стены необычные фотографии, посвященные текущим событиям с QR-кодами, раскрывающими дополнительную информацию?
- Как я могу связать события 100-/200-/ и т.д. летней давности с современностью? Попросить учеников провести параллели?
- МЕМотерапия: излюбленный прием моих учеников. Он позволяет им в прямом смысле путешествовать по историческим эпохах. Учителю для его реализации потребуется минимальное владение фоторедакторами и разрешение учеников или представителей на использование их фото.
Я включала изображения моих студентов (особенно немотивированных и неуспевающих) в контекст исторических фотографий: они вспахивали целину и сажали кукурузу вместе с Никитой Сергеевичем, крушили Берлинскую стену и писали письмо турецкому султану вместе с казаками.
Надо ли говорить, что студенты были в восторге и штурмовали дверь в кабинет истории задолго до звонка на урок?
- МНЕМотерапия: приемы, направленные на удержание информации в памяти путем запоминания нехитрых манипуляций.
Все же с начальной школы помнят несчастного Ивана, который родил девчонку и велел тащить пеленку? Вот ценой Иванова материнства поколения советских и российских школьников запомнили расположение падежей в русском языке.
А история с каждым охотником и фазаном? Запоминание радуги – идеально, верно?
Можно так же поэкспериментировать с историческими фактами: придумать забавные рифмы, зачитать о правителях рэп или просто «цеплять» ассоциации с именами.
Пример: мои студенты часто забывали про Андропова и Черненко. Вернее знали, что между Брежневым и Горбачевым кто-то был, но вот кто?.. И в каком порядке?
Тогда мы придумали «расшифровать» фамилию первого и последнего президента СССР: Г-граждане О-обождите Р-радоваться Б-Брежнев, А-Андропов, Ч-Черненко Е-еще В-вернутся. Каждый раз воспроизводя последовательность вождей через ассоциацию с фамилией, проблем с представителями геронтократии студенты больше не испытывали.
Еще больше увлекательных приемов я представила на 50-минутном эфире на платформе Форума Классных Руководителей, ознакомиться с которым можно по ссылке.
Елена Белова, учитель истории и обществознания МБОУ Старшая школа города Тарко-Сале, Ямало-Ненецкий автономный округ
Источник: Учительская газета