Школа – это не просто уроки: учителя рассказали, как организуют воспитательную работу с детьми

11 июня 2025, 13:47

Одна из главных задач современной школы – не просто дать ученику нужные ему знания о мире, но и воспитать его. О том, как в российских школа организована воспитательная работа, рассказали педагоги и управленцы из разных регионов.

Третий Международный форум министров образования «Формируя будущее» стартовал в Казани. Он проходит на площадке Технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк им. Башира Рамеева» 11 и 12 июня. В эти дни представители более 30 дружественных стран обсуждают глобальные тенденции и вызовы в образовании.

Президент России Владимир Путин направил участникам форума видеообращение. Он отметил, что школа должна не просто обучать детей, но и воспитывать их: «Важно, чтобы образование служило сохранению национальной идентичности, поддерживало все многообразие культур и традиций. Поэтому школа в широком смысле должна не только давать самые передовые знания и компетенции, но и просвещать, воспитывать, помогать молодому человеку обрести прочную ценностную опору в жизни, состояться как гармоничная личность».

Глава государства подчеркнул, что такой подход лежит в основе российской системы образования. В стране делают все, чтобы помочь детям и подросткам раскрыть свои способности, реализовать свой потенциал.

Сетевое издание «Учительская газета» решило узнать, как воспитательная работа организована в школах России. Об этом нам рассказали сами педагоги.

Александр Сергеевич Андриенко, учитель ОДНКНР МБОУ «Сургутская технологическая школа»:

Я очень рад, что воспитательной работе уделяется такое внимание! Учеба без воспитания – как дом без фундамента. Дети должны не только знать математику и языки, но и понимать, что такое честь, ответственность, любовь к Родине.

Во ФГОС четко прописано: школа – это не просто уроки, а место, где помогают вырасти достойным человеком. Мы учим ребят ценить семью, уважать старших, помнить историю, быть активными и неравнодушными.

В нашей школе это не просто слова. Каждый понедельник мы поднимаем Государственный флаг, слушаем гимн, у нас проходят «Разговоры о важном» – живые беседы о том, что действительно имеет значение. Ребята встречаются с интересными людьми – экспертами, ветеранами, волонтерами и известными спортсменами.

Мы активно работаем с «Орлятами России», «Юнармией», «Движением Первых» и другими детскими общественными объединениями – вместе проводим патриотические акции, поддерживаем ветеранов, организуем добрые дела. А еще стараемся вовлекать родителей, потому что воспитание – это общее дело! Недавно мы с родителями даже выиграли грант РОО «Знание» на реализацию их инициативы – обустройство музея боевой славы в школьных коридорах.

Сегодня школа снова становится местом, где растут не только умные, но и добрые, сильные духом люди. И это, мне кажется, самое главное!

Юлия Борисовна Симакова, учитель математики МОУ «Новосадовская СОШ «Территория Успеха» Белгородского района Белгородской области:

Еще будучи студентами педагогического института, мы четко усвоили триединую цель учебно-воспитательного процесса: воспитание, обучение и развитие неотделимы друг от друга, и только вместе они формируют гармонично развитую личность. Подходы, названия, программы на протяжении многих лет меняются, но суть остается та же.

В нашей школе воспитательная работа прочно взаимосвязана с учебной. Наряду с федеральными составляющими «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты», «Семьеведение», реализуются собственные проекты.

Проект «Родительские университеты» вовлекает в процесс воспитания и обучения родителей. Родители проводят экскурсии на предприятия, профориентационные уроки, обучающие уроки, передавая опыт, знания, традиции своим детям. Связь поколений, диалог «отцы и дети» способствуют позитивному взаимодействию учащихся и их родителей.

В этом году команда нашей школы «Хранители Памяти» активно участвовала во всероссийском марафоне «80 Добрых дел ко Дню Победы», организованном ФКР и Сферумом. Вот это пример самого активного и душевного патриотического воспитания.

Очень активно помогают в воспитательной работе общественные организации, такие как Движение Первых, Белгородская «Территория семьи и детства».

Все эти мероприятия способствуют реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.

Максим Мартович Спиридонов, директор Булгунняхтахской школы им. С.П. Ефремова, Республика Саха (Якутия):

Отличный и очень важный вопрос! Вы совершенно верно выделили ключевые миссии школы: просвещать, воспитывать и помогать обрести ценностную опору. В современной школе это действительно выходит далеко за рамки простой передачи знаний.

Вот как мы стараемся реализовывать эти задачи (конечно, идеал всегда впереди, но мы к нему стремимся):

  1. Интеграция ценностей в учебные предметы. Это не отдельные «уроки нравственности», а постоянная работа. Например:
  • Литература, История, Обществознание: анализ поступков героев, обсуждение исторических событий с этической точки зрения, дебаты на актуальные социальные темы, изучение Конституции и прав человека.
  • Естественные науки: разговор об ответственности ученого, этических аспектах открытий (например, генная инженерия), экологической ответственности.
  • Иностранные языки: изучение культур, традиций, ценностей других народов, развитие толерантности и межкультурного понимания.
  • Творческие предметы: самовыражение, развитие эмпатии через искусство, понимание красоты и гармонии.
  1. Система воспитательной работы (включая «Разговоры о важном»).
  • Разговоры о важном – это важный инструмент. Мы используем эти занятия как стартовую точку для обсуждения патриотизма (в широком смысле – любовь к малой Родине, стране, ее истории и культуре), семьи, дружбы, труда, уважения, экологии, здоровья, жизненного выбора. Ключевое диалог, а не монолог. Важно мнение ученика.
  • Классные часы. Более гибкий формат для обсуждения актуальных для конкретного класса тем, решения конфликтов, планирования совместных дел, развития самоуправления.
  • Тематические недели/месяцы: права ребенка, ЗОЖ, толерантность, наука, память, слава и т.д. Это погружение в тему через разные активности.
  1. Внеурочная деятельность и дополнительное образование. Здесь огромный потенциал для самореализации и формирования ценностей через действие:
  • Волонтерство и социальные проекты: помощь пожилым, забота о животных, экологические акции – учат милосердию, ответственности, деятельной помощи.
  • Спортивные секции: воспитывают волю, дисциплину, командный дух, уважение к сопернику, здоровые привычки.
  • Кружки (театр, музыка, ИЗО, технические): развивают творчество, терпение, умение видеть прекрасное, работать в команде.
  • Школьные медиа, ученическое самоуправление: формируют ответственность, лидерские качества, гражданскую позицию, медиаграмотность.
  1. Создание воспитывающей среды.
  • Культура общения: уважение между всеми участниками образовательного процесса (ученики-учителя-родители-администрация) – это основа. Работа над речью, этикетом.
  • Традиции школы: праздники, церемонии, ритуалы, которые создают чувство общности, принадлежности, уважения к истории школы.
  • Эстетика пространства: чистота, порядок, оформление школы (стенды, выставки работ) – воспитывают уважение к месту и труду других.
  • Система поощрений и поддержки: акцент не только на успеваемость, но и на добрые поступки, инициативу, помощь другим. Психолого-педагогическое сопровождение.
  1. Личный пример педагогов. Это, пожалуй, самый мощный инструмент. Ценности, которые транслирует учитель своим отношением к работе, к детям, к коллегам, к знаниям, усваиваются учениками на глубинном уровне.
  2. Сотрудничество с родителями. Без партнерства с семьей воспитание не будет целостным. Родительские собрания (не только про успеваемость!), совместные мероприятия, консультации, вовлечение родителей в жизнь школы.

«Разговоры о важном» – это лишь один, хотя и заметный, элемент в этой большой и сложной работе. Главное – создать такую среду и такие отношения, где молодой человек чувствует себя уважаемым, значимым, имеет возможность пробовать себя в разном, совершать ошибки и учиться на них, и где ему ненавязчиво, но последовательно показывают, что такое хорошо, что такое плохо, и почему жить по совести и уважать других – это не только правильно, но и достойно и счастливо.

Это постоянный поиск, диалог и совместный труд учителей, учеников и родителей.

Зимфира Фанауевна Юсупова, учитель начальных классов ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов, Нефтекамск:

«В российскую школу на системной основе вернулась воспитательная составляющая. И такой подход важен для детей. Его поддерживают и родители, и педагоги, которые понимают, что воспитание и учеба неотделимы друг от друга, именно вместе они формируют гармоничную личность», – сказал глава государства на заседании Совета безопасности.

Работая с особенными детьми, очень четко понимаю слова, сказанные главой нашего Российского государства. Школа должна просвещать, воспитывать, помогать молодому человеку обрести прочную ценностную опору в жизни, состояться как гармоничная личность.

В нашей школе, как и во многих других, мы видим воспитание не как отдельный предмет, а как пронизывающую нить, которая связывает все аспекты обучения. Ребята с особенностями развития особенно нуждаются в поддержке и понимании, поэтому мы стараемся создать для них максимально комфортную и дружелюбную атмосферу.

«Разговоры о важном» стали для нас отличной площадкой для обсуждения самых разных тем. Мы говорим о патриотизме, о семье, о дружбе, о моральных ценностях. Важно, что эти беседы проходят в неформальной обстановке, где каждый ребенок может высказать свое мнение и быть услышанным. Мы стараемся, чтобы дети чувствовали себя частью большого и дружного коллектива, где их ценят и уважают.

Программа «Орлята России», адаптированная нами под наших деток, учит и воспитывает их быть социально-активными, что немаловажно в адаптации наших ребят в обществе и в этом всецело поддерживают и помогают нам родители.

Но воспитание – это не только беседы. Это еще и пример, который мы, педагоги, родители подаем своим ученикам. Мы стараемся быть для них не просто учителями, а наставниками, готовыми поддержать в трудную минуту, помочь разобраться в сложных вопросах. Мы учим их быть честными, справедливыми, милосердными.

Конечно, в работе с детьми-инвалидами есть свои особенности. Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, находить к нему подход, создавать условия для его полноценного развития. Но в конечном итоге цель у нас одна – помочь каждому ребенку стать гармоничной личностью, найти свое место в жизни, быть счастливым.

И я верю, что вместе – педагоги, родители, государство – мы сможем этого добиться. Ведь будущее нашей страны – в наших детях, и от того, какими они вырастут, зависит будущее всей России.

Источник: Учительская газета