О предназначении ребенка: новая глава книги Пааты Амонашвили
7 июня 2025, 9:32
Дорогие педагоги и родители! Учебный год завершен! Как ваши успехи? И что вообще для вас успех, когда мы говорим о детях? Предлагаю поразмышлять об этом, а также над другими вопросами, приступив к шестой главе моей книги «Родительский инсайт: ребенок тоже человек». В ней мы обсудим предназначение ребенка.
Каждый человек рождается не случайно — у каждого есть свое уникальное предназначение. Ребенок приходит в этот мир с миссией, которую никто другой, даже самые любящие родители или опытные учителя, не может полностью разгадать или определить. Открытие своего предназначения — это глубоко личный процесс, который развивается и меняется на протяжении всей жизни. Важно понять, что мы не можем диктовать ребенку, для чего он родился, — он сам должен это открыть. И часто этот поиск занимает годы и даже десятилетия.
Смысл жизни — свет внутри нас
Предназначение не дается человеку извне, как готовый ответ или инструкция. Смысл раскрывается в человеке постепенно, подобно свету, который должен быть зажжен в глубинах души. Его нельзя навязать, как одежду, одинаково подходящую всем, — смысл больше похож на сад, в котором каждое растение растет в своем ритме и требует заботы. Ребенок, как и взрослый, должен стать исследователем своего смысла, проходя через сомнения, открытия и перемены.
Иногда миссия кажется ясной, но со временем может меняться. То, что казалось важным в юности, становится незначительным в зрелости, и наоборот. Но это и есть путь жизни: не конечная цель, а постоянный поиск, где смысл часто открывается в простых моментах и даже в трудностях.
Мудрые родители поддержат ребенка в поиске предназначения. Они не будут указывать ребенку путь, а покажут ему пример поиска смысла собственной жизни. Важно не просто говорить о предназначении, а демонстрировать на личном опыте, как взрослые сами продолжают искать и находить смысл. Этот путь требует терпения и осознанности. Бывают моменты, когда смысл скрывается, словно звезда за облаками, и можно почувствовать себя потерянным. Но даже в такие моменты важно не терять веру. Смысл всегда можно обнаружить, если задать себе вопросы: «Почему именно я? Почему именно сейчас?».
Каждый человек отвечает за свой смысл перед жизнью. Это не подарок и не награда, а ответственность, которую каждый принимает на себя. В этом поиске нет шаблонов — каждый ребенок и взрослый проходит его уникальным путем. Смысл нельзя найти в готовых инструкциях — его нужно раскрыть в процессе проживания жизни, с открытым сердцем и готовностью видеть ценность даже в самых сложных моментах.
Так же, как моряк находит свой путь по звездам, мы ориентируемся на то, что для нас действительно важно. В этом и заключается предназначение: не бояться искать, быть открытыми к переменам и готовыми принимать испытания как часть великого пути.
Опыт родителей:
«Наша дочка с самого детства проявляла невероятные таланты. Она с радостью пела, осваивала танцевальные движения и удивляла всех своей страстью. Казалось, в ее голосе и движениях было что-то магическое — настолько искренними и яркими они были. Мы, как и многие родители, решили поддержать ее дар и отдали в школу талантливых детей, где она встретила других одаренных ребят.
Ей было десять лет, когда школа предложила ей участвовать в международном конкурсе. Мы всей семьей отправились ее поддерживать. На сцене она выложилась полностью и заняла первое место, что стало для нее триумфом. Но, вернувшись домой, мы начали замечать, как с победой изменилась ее личность. Она гордо демонстрировала приз и требовала от окружающих особого отношения к себе. Ее победа будто зажгла в ней огонь гордыни.
Вскоре она получила предложение стать лицом известного бренда конфет. Мы колебались, но дочка настояла на своем, и мы согласились. С поступлением денег на ее счет мы увидели, как появилась в ней корысть. Но через год удача отвернулась от нас. На следующем соревновании она заняла лишь седьмое место. Этот результат оказался для нее болезненным ударом: весь вечер она плакала, а потом, обессиленная, заснула. Мы сидели и спрашивали друг друга: как получилось, что ее талант либо развивает в ней гордыню и корысть, либо приносит страдания вместо радости?
Мы заметили, как она стала замыкаться в себе. Мы чувствовали, что ей нужна поддержка, но не знали, как ее утешить. Затем бабушка подарила книгу Мориса Метерлинка „Синяя птица“ и посоветовала ее прочитать. Именно там мы нашли ответ на наш вопрос. В книге есть яркий эпизод, в котором главные герои, Тильтиль и Митиль, попали в Лазурный дворец, где правило Время. Там были нерожденные дети, ожидающие своего часа. Каждый из этих нерожденных детей думал об одном: с какой миссией они родятся?
Один мальчик был уверен:
— Я буду знаменитым садовником. В моих садах цветы и плоды будут цвести круглый год. Каждая виноградина будет с грушу, а яблоки — с дыню.
Другой мечтал:
— На Земле я должен изобрести машину счастья. Она сделает всех обитателей планеты счастливыми!
Кто-то размышлял над тем, как сделать, чтобы на Земле никогда-никогда не было войн!
Другой желал уничтожить на Земле несправедливость!
Время, правитель Лазурного дворца, сказало:
— Эти дети думают о том, что хорошего они могут сделать людям. Они будут врачами, пастухами, инженерами, просто добрыми честными людьми, но они непременно должны с чем-нибудь прийти в мир людей. С пустыми руками на Землю не пускают.
Мы перечитали это место несколько раз.
Выходит, каждый из нас, в том числе и наша девочка, родился не с пустыми руками. Каждый из нас несет скрытое предназначение, а талант — лишь инструмент для выполнения нашей миссии.
Утром мы поговорили с дочкой от сердца к сердцу. Мы сказали ей, что, возможно, смысл жизни в служении, а не в победах, что ангелы подарили ей талант не для того, чтобы она побеждала и зарабатывала деньги, а для того, чтобы она могла радовать своим голосом и танцем нас и других людей. Мы предложили ей использовать ее дар для радости, а не для побед.
Она посмотрела на нас и спросила:
— Вы действительно не будете ругать меня, если я больше не буду побеждать?
— Конечно, нет, — ответили мы, — мы даже будем против всяких конкурсов. Мы за то, чтобы ты нашла свое предназначение. Смысл жизни чаще всего прячется в том, чтобы служить другим, а не в гонке за славой и богатством.
Она заплакала, но мы почувствовали, что это были слезы облегчения. Ее первый и последний приз мы вместе положили в коробку и отнесли на чердак. С тех пор наша жизнь стала легче и радостнее. Мы больше не стремимся к внешним победам — теперь ее песни звучат для радости и любви, а не для медалей.
Этот опыт был для нас важным уроком: талант — это дар, который приносит настоящую радость только тогда, когда используется свободно, без давления и ожиданий. Родительская задача не в том, чтобы заставить ребенка соответствовать чужим ожиданиям, а в том, чтобы помочь ему найти радость в том, что он любит. Смысл жизни не в победах, а в том, чтобы приносить свет в жизни других. Для этого подойдут любые таланты».
Марк Твен говорил: «Есть два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда ты понял зачем!»
Таланты — врожденные способности и склонности, которые проявляются у человека с раннего возраста. Одному ребенку легко дается музыка, другому — рисование или спорт. Но миссия — это не просто использование этих способностей. Миссия связана с намерением, с тем, как и для чего мы применяем свои таланты.
Миссия начинается с намерения служить. Таланты можно развивать и совершенствовать, но сама по себе способность не делает нас счастливыми или успешными. Миссия — это намерение использовать свои таланты во благо других, без ожидания награды или признания. Служение, в самом чистом виде, становится близким к выполнению миссии: оно не корыстно, не обусловлено внешними стимулами, а приносит радость через сам процесс. Это как внутренний компас, который указывает на то, что мы на верном пути.
Как понять, что мы живем по миссии?
Истинное предназначение приносит счастье. Если наша деятельность или отношения наполняют нас радостью и ощущением внутренней гармонии, значит, мы идем в верном направлении. Но если работа или даже личные связи не приносят удовлетворения, если в нас растет чувство пустоты и раздражения, это может быть признаком того, что мы не находимся в согласии со своим предназначением. В таких случаях важно остановиться и пересмотреть свое направление.
Один великий ученый однажды сказал: «Я могу и не найти свою миссию за всю жизнь, но пусть сам поиск станет моей миссией».
Этот подход учит нас, что смысл не всегда лежит на поверхности, он не дается сразу. Поиск предназначения — это долгий и увлекательный процесс.
Он напоминает путешествие, где важно не только прийти к конечной цели, но и наслаждаться самим путем. Это прекрасный девиз, который можно передать детям: пусть их миссия будет в том, чтобы постоянно искать смысл и находить радость в каждом шаге.
Важно помочь детям увидеть, что их талант — это не просто дар, а инструмент для служения миру. Смысл жизни раскрывается, когда мы используем свои способности для того, чтобы приносить радость и пользу другим. Но мы, как родители, должны показать на собственном примере, что смысл не всегда лежит на поверхности — его нужно искать. И сам поиск может стать важнейшей миссией, дарящей радость и наполняющей жизнь смыслом.
В следующей главе поговорим о том, как можно через игру проложить мостик к ребенку и установить сильную связь. Я буду глубоко вам благодарен за обратную связь и ваши персональные примеры по применению знаний, полученных в этой книге, можете делиться со мной в соцсетях: в Телеграм-канале и ВКонтакте.
С любовью к вам, Паата Амонашвили.
Источник: Учительская газета