Сказка о потерянной букве или страсти по Опечатке и Очепятке
7 июня 2025, 8:19
Часто в учебниках для школы, книгах для широкой публики (в наше время почему-то чаще, чем в прошлое) встречаются пропуски букв в словах или замена одной на другую – так называемые опечатки. Знаки препинания тоже бывают «обиженными», это мы точно заявляем. В нашем царстве-государстве есть очень сильный страж, вернее, стражница – Орфографея Грамотеевна Пунктова. Так от её ясного взора не останется без внимания ни одна буковка, ни одна запятая! Если Орфографея Грамотеевна в таком маленьком царстве умудряется обнаружить опечатку и нам сообщить, что уж говорить о целом волшебном мире! Вот бы она сколько их отыскала!
А иногда в учебниках и книгах (можно уже здесь начинать ахать и охать) бывают и искажённые данные, то ли в силу невнимательности редакторов, то ли в силу их загруженности другой рутинной работой, ну, например, сдать отчёт – сколько сегодня страниц вам велено было проверить и сколько вы проверили, сколько там было опечаток и по какой, по вашему мнению, причине… И не просто сдать отчёт на листе, от руки написанном, а в напечатанном виде в формате Microsoft Word, в таблице Excel-файле, OpenOffice Writer, RTF, HTML, ну и, конечно, отсканировать и отправить в PDF. Но это ещё не всё! Наверняка редактору книги нужно потом было пройти опрос: комфортно ли вам было находить опечатки и как, по вашему мнению, они повлияли бы на читателя той или иной книги, если бы они – редакторы – их не обнаружили.
Это волшебные фантазии и догадки нас, обывателей, но…надо же чем-то оправдать нерадивых редакторов. Итак, начнём наш сказ.
В некотором царстве, в чудесном государстве стоял Терем расписной с крышей красной жестяной. Кто его расписал? Это и так понятно – жители царства-государства: Малявки, Малявочки, Наставняши, Кудесницы и Кудесники порывов и мечты и другие жители страны.
Каждый год привозили в Терем новые книги и учебники, чтобы Малявки и Малявочки учили Магию чисел и Язык Вселенной, Чародейство звуков и букв, знакомились с Феей Генетикой и многими другими волшебницами и волшебниками-первооткрывателями.
Рады были новым свежепахнущим типографской краской учебникам и книжкам наши жители царства-государства: Малявки, Малявочки и Наставняши, а особенно – Орфографея Грамотеевна Пунктова, Клара Библиолюбовна (она была главной по всем книгам и учебникам), самый главный Кудесник Терема – Звездочёт Мудрейший и все остальные Кудесники и Кудесницы этого волшебного царства-государства.
Жили они, не тужили, буквы учили да слова складывали. Но вот беда – завелись в их царстве зловредные сёстры – Опечатка и Очепятка. И такие они были коварные да хитрые, что ни словом сказать, ни пером описать!
Опечатка была невысокой, с кудрявыми волосами, которые всегда путались в буквы. Носила она яркий, но несуразный наряд, сшитый из разноцветных страниц старых книг. На её руках красовались перчатки, которые вместо пальцев имели буквы, и каждый раз, когда она пыталась написать, буквы выскакивали в разные стороны, создавая неразбериху. Её глаза сверкали озорным огоньком, и в них прятались всевозможные ошибки, которые она с удовольствием подкидывала в тексты.
Очепятка была чуть выше своей сестры, с длинными, как у паука, руками, которые всегда тянулись к словам, чтобы их перепутать. Её наряд был из лоскутков, на которых были написаны слова, но они были так перепутаны, что никто не мог понять, что же это за текст. На её голове красовалась шляпа, украшенная буквами, которые постоянно падали, как дождь, и создавали путаницу в речах и письмах.
Когда кто-то писал письмо или сочинял стихотворение, Опечатка с Очепяткой подкрадывались незаметно и подменяли буквы. Вместо «солнце» они могли сделать так, что на бумаге появлялось «сольнице», а вместо «друзья» – «друзья-лягушки». И вот когда кто-то читал свои строки, смех Опечатки и Очепятки раздавался повсюду, как эхо в горах, но никто и никогда этих сестёр не видел.
Зловредные Опечатка и Очепятка особенно любили шалить с важными словами. Они могли превратить слово «доброта» в слово «долгота», и тогда вместо теплоты и заботы люди начинали говорить о чём-то совершенно другом — о времени и длине. Много бед могли натворить эти зловредные сеструхи!
Но вот однажды, в один прекрасный для жителей царства-государства, но не очень прекрасный для самих зловредных сестричек день, их обнаружила Орфографея Грамотеевна и потеряла покой… Подхватили её настрой и начали тут возмущаться Наставняши и Кудесницы: «Ну как такое можно допустить?! Как мы будем показывать эти книги и учебники, в которых поселились Зловредные Опечатка и Очепятка, нашим Малявочкам?! Это ужасно! Неужели нет Главного Магистра слов? И куда он только смотрит! Нужно жаловаться в главнейшее Министерство Магии и Чародейства! Пусть там разберутся!».
Клара Библиолюбовна начала всех успокаивать, она очень дорожила каждой книгой, была тихой и скромной, не любила жалоб и верила, что в этом нет ничего ужасного:
– Дорогие друзья, не надо нам никуда и ни на кого жаловаться, да и куда мы пойдём, кто нас услышит?! Они … – вон кто! А мы … – вон кто… В Главнейшем Министерстве Магии и Чародейства полно своих забот, а вы всё туда же – с какой-то малюсенькой буковкой и запятой, ну поменяли их местами, ну запятую не туда поставили – велика беда! Видите, нам так повезло – мы-то их заметили сами, этих зловредных сестёр, и исправили. Нам очень повезло, что у нас есть свой собственный Магистр слов, букв и знаков препинаний – Орфографея Грамотеевна.
– Нам-то да – повезло! А как же остальные Терема царства-государства? Как им быть и что делать? – не унималась Немцова Партиция Цваевна.
– Да ничего не делать! Что можем мы – простые Кудесники и Кудесницы? Спокойствие, только спокойствие! Через пару лет или даже на следующий год нашего курса обучения волшебству нам заменят эти учебники, и по новейшему Золотому стандарту Министерства Магии и Чародейства мы получим совершенно новые, безо всяких опечаток, книги и учебники! – заявил громким строгим голосом Звездочёт Мудрейший и добавил:
– Всё! Расходитесь, всем пора на Мороки! (то есть Уроки магии и волшебства).
(Почему Мороки? Так ведь Кудесникам и Кудесницам нужно сначала убедиться, нет ли в книгах зловредных Опечатки и Очепятки, и не поменяли ли они местами запятые.)
Партиция Цваевна верещала:
– А вы уверены, что в новых учебниках не будет таких зловредных опечаток? А!?
– Конечно, не будет! – уверял Звездочёт Мудрейший. – У нас и у всех теперь на страже похлеще Орфографеи Грамотеевны есть страж – ИИ.
– Кто!? – удивились все хором.
– ИИ, – с гордостью повторил Звездочёт Мудрейший.
– Батюшки-святы, а это еще кто? – удивлённо вопрошала Орфографея Грамотеевна. Она с опаской относилась ко всяким странным, как ей казалось, нововведениям и словам, особенно к заимствованным из других языков, например – «мерч», «дедлайн», «вайб», «фейк» и другим.
– Искусственный Интеллект – вот кто, – заявил Майк Рософтович Документов (он был самым продвинутым в вопросах IT – просвещения в этом Тереме), – 21 век на дворе! Понимать надо!
– Да-а! Мы-то понимаем кое-что, да только не в том месте, по-видимому, а воз и ныне там – 21 век уже 25 лет идёт, а опечаток что-то меньше не становится, а наоборот, – причитала Орфографея Грамотеевна Пунктова (она очень и очень расстраивалась из-за них – из-за этих зловредных Опечаток). Орфографея Грамотеевна очень любила порядок – будь то на рабочем столе, будь то в книге или тетрадке Малявочки, где каждая строчка должна идти ровненько, а буквы как бусинки должны ложиться в неё.
Ну что, любители сказок и реальности, чем закончилась эта история?
В Тереме расписном своя Грамотея Орфографеевна, да и остальные Наставняши и Кудесницы с Кудесниками око всевидящее держат наготове и протирают его, чтобы не дай Бог не пропустить Опечатку и Очепятку, а то вдруг Малявки и Малявочки прочитают слова, исковерканные зловредными сёстрами или предложения с запятой не в том месте, да и сделают так, как написано:
Забыть, нельзя помнить.
Любить нельзя, использовать.
Действовать нельзя, ждать.
А зловредные Опечатка и Очепятка, словно озорные эльфы, выпрыгивают из текста, сверкая изумрудными глазами, хихикают, подмигивают. Сначала их не замечаешь, они ловко прячутся среди стройных рядов букв, но вдруг, как вспышка молнии, являют себя во всей красе своей неправильности.
И хорошо, если эту неправильность есть кому заметить и исправить – простым Наставняшам и Кудесникам с Кудесницами – и помочь донести эту исправленную и важную информацию Малявкам и Малявочкам, чтобы они поняли и сами, где нужно поставить нужный знак препинания:
Забыть нельзя, помнить!
Любить, нельзя использовать!
Действовать, нельзя ждать!
Наталья Васильевна Ислямова, учитель и советник по воспитанию МОУ Мокробугурнинской средней школы МО «Цильнинский район» Ульяновской области
Источник: Учительская газета