Рейтинг@Mail.ru

15 апреля 2009

15 апреля — День учителя литературы

Педагогический марафон 2009

На семинаре учителя из «Традиционной гимназии» Оксаны Смирновой «Методика с человеческим лицом, или как говорить с детьми о литературе?» речь шла о том, насколько увлекательно обсуждать с детьми сложные литературоведческие понятия (гротеск, композиция, система образов…), если, конечно, опираться на живой художественный текст, если осваивать теорию не ради зачета, а как возможность глубже понять произведение, обрести способность назвать то, что доставило удовольствие при чтении.

Открытый урок «Поэтические памятники. Диалог поэтов XIX-XX веков», проведенный московским педагогом гимназии № 1514 Риммой Храмцовой, был посвящен сравнению двух «Памятников» - Пушкина и Бродского. Размышляя над такими разными стихотворениями, подростки, ученики 9 класса, выходили на серьезный разговор об отношении человека ко времени, к себе. О вечной потребности поэта в понимании - в читателе. О том, как непросто быть творцом. Откровенность ребят во многом была связана с искренним интересом и уважительным отношением Риммы Анатольевны к их мнению, готовностью принять разные точки зрения.

Интерес к мнению собеседников отличал и семинар профессора СПбГУ, Игоря Сухих, название которому дала хлебниковская строка: «О, достоевскиймо бегущей тучи...». Речь шла о структуре созданного Игорем Николаевичем нового учебника по литературе для старших классов. Оправдывая выбор материалов, порой довольно субъективный, автор заметил, что учебник и должен быть таким, не похожим на другие, чтобы выпускники могли с гордостью вспоминать: «А я учился по учебнику такого-то». Вероятно, наличие авторского учебника предполагает и существование авторских программ. Чтобы талантливые учителя могли разными путями вводить учеников в мир литературы, выбирая для этого разные книги, разных авторов. Отступая от традиционного списка обязательного чтения. К сожалению, такие максималистские заявления не были сделаны.

Несомненно, ключевым событием дня стало выступление Натальи Дмитриевны Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Она рассказала, что Александр Исаевич всегда считал себя принадлежащим к учительскому сословию, с особым вниманием относился к письмам учителей, болезненно воспринимал беды и тяготы их жизни, проблемы российской школы. Ему школа всегда давала ощущение свободы. И в детстве, когда он обретал легкость и внутреннюю гармонию, погружаясь в мир математики, и потом, когда ему, ссыльному «врагу народа», позволили все же стать преподавателем математики в маленьком казахском поселке. Входить в класс, открывать ученикам (чаще всего это были дети таких же ссыльных) «необычайное», давать им шанс стать вровень с благополучными сверстниками хотя бы в знаниях. Разве мало этого, чтобы вновь почувствовать себя на воле? Именно будучи учителем в Мезиновской школе Владимирской области, Александр Солженицын оказался в доме той самой Матрены, о судьбе которой сложил пронзительный рассказ «Матренин двор». Именно учительский опыт позволил Александру Исаевичу, оказавшемуся на долгие годы в вынужденной эмиграции, выучить и воспитать собственных сыновей.

Интерес педагогов к рассказу Натальи Дмитриевны был вызван не только искренним преклонением перед гением русской литературы ХХ века, но и потребностью собрать как можно более полную информацию об авторе, чьи произведения, когда-то запрещенные, вошли в школьную программу. Увы, краткая встреча не могла в полной мере удовлетворить любознательность зала. К счастью, теперь, благодаря усилиям Натальи Дмитриевны и множества других энтузиастов, создан сайт, посвященный жизни и творчеству Александра Исаевича http://www.solzhenitsyn.ru/, где учитель найдет самую разнообразную информацию, видео и фотоматериалы - все, что поможет ему достойно представить ученикам личность Солженицына.

Завершился день учителя литературы ярким выступлением школьного поэтического театра, руководит которым уже много десятилетий один из патриархов нашей педагогики - Юлий Анатольевич Халфин (когда-то почти осужденный за свободу мысли и любовь к несоветскому Пастернаку, чудом избежавший ареста). Актеры разных поколений, в возрасте от десяти до пятидесяти лет, играли стихи Пушкина, Блока, Мандельштама и Заболоцкого. Зал наслаждался, аплодировал. Хотя на самом деле на сцене были вовсе не актеры - просто ученики, студенты, преподаватели разных предметов, ученые и бизнесмены, люди семейные, занятые. Но поэзия стала такой важной частью их жизни, что ради нее (и ради любимого учителя!), они бросили в разгар рабочего дня все свои неотложные дела и с полной самоотдачей, срывая голоса, проговаривали, пропевали любимые строки. Без которых не мыслят себя.

Наверное, не случайно в то же самое время в соседнем зале новосибирский педагог лицея № 130 Вера Белкина вела круглый стол по самой острой для словесников проблеме «Как привлечь подростка к чтению?» Увы, конструктивных идей было высказано не много. Учителя жаловались, что современная развлекательная культура пагубно влияет на молодежь, что лексический запас школьника удивительно беден, что ему трудно бывает понять даже сюжет классического произведения.

И где-то далеко, на самом нижнем этаже лицея, Наталья Кутейникова, доцент кафедры филологического образования МИОО, читая лекцию «Особенности подготовки к единому государственному экзамену по литературе», сетовала, что объем информации, которую дети должны запомнить при подготовке к экзамену, так велик, что у них в головах все перепуталось. Поэтому главная задача учителя - хоть как-то упорядочить бесконечный список терминов, имен, сюжетов.

А ученики Халфина, разбегаясь по своим важным делам после спектакля, подходили к педагогу и тихонько спрашивали: «Как мы сегодня читали? Что вы нам скажете?»

Людмила Печатникова

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон