14 апреля 2009
14 апреля — День учителя русского языка
Педагогический марафон 2009
Сотрудники Федерального института педагогических измерений Ирина Цыбулько и Людмила Степанова подробно и во всех деталях познакомили собравшихся с тем, как будет проходить итоговая аттестация-2009 по русскому языку в 9 и 11 классах.
Ирина Цыбулько успокаивала учителей: «Все возможные риски были уже учтены раньше, потому что в предыдущие годы русский язык выбирали не менее 90% учеников. Качество контрольно-измерительных материалов, насколько они приемлемы для детей - все это уже проверено. В прошлом году было 11% двоек и 10% пятерок. А в этом году будет одна-единственная нижняя граница - та, с которой начинается тройка. В прошлом году она равнялась 18 баллам». В этом году докладчица посоветовала учителям ориентироваться примерно на 17 баллов - «с этой цифры скорее всего будет начинаться тройка».
Людмила Степанова уделила главное внимание аттестации девятиклассников. Что вызывает у них особенные затруднения? Работа с текстом. «Самым сложным для них оказывается различение основной и второстепенной, главной и неглавной информации текста. Этому нужно тщательно учить ребят, как и краткому, сжатому, но полному пересказу текста. Нас часто спрашивают: что значит «краткому, но полному»? Полнота в сжатом изложении означает, что ученик смог адекватно передать все микротемы текста. Адекватность же - правильное понимание авторской позиции, выраженной в тексте».
Людмила Дудова, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования, разоблачила «мифы» о ЕГЭ и дала необходимые советы правового характера: «Это миф, что КИМы появляются только в день экзамена и вообще сочинены так, чтобы заморочить ребенка. Это миф, что нормативные документы по ЕГЭ скрыты и познакомиться с ними невозможно. Учителю следует специально пригласить родителей и познакомить их с этими документами. А родителям посоветовать привести с собой репетиторов и адвокатов, с которыми они потом приходят подавать апелляции».
Ирина Старикова, преподаватель Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505, провела мастер-класс «Подготовка к части С (сочинение-рассуждение) на ЕГЭ». Она показала, в чем специфические трудности для сегодняшних старшеклассников в подготовке к сочинению: в самой жизни ребят преобладает устное общение, широко и некритически используются разговорные формы, ослаблена, а кое у кого и утрачена привычка читать - «Только понимая эти объективные слабости старшеклассников, мы сможем помочь им сдать этот экзамен».
Татьяна Пахнова, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического университета, провела семинар «Интенсивная подготовка к ЕГЭ на основе работы с текстом». Для докладчицы принципиальным вопросом - и ее горячо поддержали слушатели - был вопрос о том, как при подготовке к экзамену избежать натаскивания. «Натаскивание ничего кроме ненависти к русскому языку и к школе не может вызвать. Вы представьте себе те школы, где день за днем идут репетиции ЕГЭ! Если обучать так, как того достоин наш язык, то успешная сдача ЕГЭ гарантирована». Обучение на основе всестороннего анализа текста - увлекательного, содержательного, эстетически полноценного - позволит интенсивно, но без перегрузки подготовиться к экзамену, соотнося подготовку с теми речевыми, гуманитарными, воспитательными задачами, которые учитель всегда решал на уроках русского языка.
Кандидат филологических наук Алексей Нарушевич, преподаватель Таганрогского муниципального лицея, поделился опытом на мастер-классе «Трудные случаи подготовки к ЕГЭ».
Кандидат филологических наук Наталья Борисенко, учитель гимназии № 17 города Королева, и Галина Владимирская, учитель высшей категории из московской школы № 170 им. Чехова выступили с лекцией «Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку на основе УМК под редакцией Г.Г.Граник».
Да, конечно, проблемы ЕГЭ были на первом месте, они вызвали у педагогов больше всего вопросов и споров. Но до отказа была заполнена и аудитория, где Оксана Волошина, доцент филологического факультета Московского государственного университета выступала с лекцией «Направления современного синтаксиса: что полезно знать учителю». С интересом была встречена и видеолекция «От анализа чужого текста с созданию собственного» Надежды Шапиро, учительницы московской школы № 57, и лекция «Новые словари в помощь учителю», которую прочла Ольга Северская, старший научный сотрудник Института Русского языка им. Виноградова.
Елена Иваницкая