13 апреля 2009
13 апреля — День учителя мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства
Педагогический марафон 2009
«Беда в том», - отметила О. Скуратова, - «что многие дети при высоком интеллектуальном потенциале не умеют, не могут, даже боятся держать в руках кисточку, карандаш, ножницы… А мы за один час в неделю должны дать им орудия творчества, научить их создавать произведения изобразительного искусства. Как это сделать? В игре!».
Привлекая слушателей участвовать в уроке-игре, Ольга Скуратова «разыграла» тему «Семь цветов радуги: многоцветность мира». Ирина Полякова, учитель ИЗО школы № 328, представила собравшимся творческий школьный «Театр моды», а Татьяна Сапожникова, учитель ИЗО школы № 235, показала, как в игре можно научить ребят создавать силуэтные портреты.
Татьяна Сапожникова выступила также с видеолекцией «Изображение человека в движении на уроках ИЗО», а вместе три эти увлеченные учительницы провели встречу «Искусство в жизни и в школе». Они рассказали о своем наставнике Борисе Неменском, «самом главном учителе изобразительного искусства в нашей стране, народном художнике России, авторе программы «Изобразительное искусство и художественный труд».
Также в программе дня можно было выделить цикл занятий, объединенных общей направленностью: «Как рассказывать школьникам о…».
Мастер-классы, проведенные Еленой Медковой, научным сотрудником Института художественного образования (ИХО) РАО, были посвящены двум «контрастным» темам - первобытному искусству и русской иконописи.
Обращаясь к первобытному искусству, которое обычно вызывает у ребят только недоумение и насмешку, докладчица показала, насколько захватывающей может быть эта тема, сколько загадок она в себе таит и буквально просит: пойми, разгляди, расшифруй! Пришедшие из древности, из палеолита, символы добра и зла, жизни и смерти, мужской и женской души на самом деле сохраняются и в культуре нашего времени. Как, например, «черное солнце», которое возникало в поэзии Жерара де Нерваля и Николая Гумилева, в прозе Михаила Шолохова. Русская иконопись, по убеждению докладчицы, связана с каждым из нас особенно тесно, потому что мы наследуем нашим предкам, самоидентификация которых была неразрывно связана с иконой. Да и во всем мире высшими взлетами русского искусства считают два великих творческих достижения: иконопись и абстрактную живопись.
Главный редактор газеты «Искусство» Марк Сартан провел семинар «Искусство ХХ века на уроке МХК». Как о нем говорить с ребятами?
«Тема непростая. Это искусство не ложится в привычные рамки, его еще нужно понять. Особенно нам, ведь нас долгие десятилетия держали от него на дистанции. Как же к нему подобраться? Что мешает нам его понять? Что помогает?».
М. Сартан подчеркнул: мы не имеем право подменять эмоциональное приобщение ребят к этому искусству теоретическими рассуждениями, но как раз эмоциональный заряд в искусстве ХХ века сильнейший, «с ног сбивает!». Важно понять и то, что нынешняя классика была когда-то новаторством, «потрясанием устоев» и даже дерзостью молодого таланта. Сопоставляя эпохи «информационного взрыва» (Возрождение и ХХ век) Марк Сартан показал и новаторство, и укорененность в прошлом художественных достижений ХХ столетия.
Программа Дня была щедро насыщена и музыкой. Лев Залесский, автор электронного издания «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства», подробно рассказал, как работать (на уроках и во внеурочное время) с этим информационным ресурсом.
Мастер-класс «Инновационные компьютерные технологии на уроках искусства на примере музыки и изобразительного искусства» провели Мария Фоминова, заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского института открытого образования, Дарья Семенова, заведующая лабораторией музыки ЦО «Технологии обучения», и учительницы гимназии № 1514 Елена Нешатаева и Ирина Девятова. Этот мастер-класс можно было воспринять и как удивительный концерт, где, казалось, зазвучали шедевры живописи.
А на занятии ученого секретаря ИХО РАО Ларисы Алексеевой звучала песня. «Современный урок искусства на примере урока музыки» - такова была тема занятия.
«Песня…А как она рождается? А как вообще появилась музыка на планете Земля? Это вопросы, на которые отвечают и самые маленькие ученики, и самые старшие», - сказала Л. Алексеева. - «Это вопросы, которые их действительно захватывают. Им хочет понять. Размышляя о жизни песни, о происхождении музыки, дети дают очень интересные и неожиданные ответы. И теоретиков, от античности до наших дней, они воспринимают уже не как скучных музейных персонажей, а как людей, которые думали над тем, что ребятам интересно и сегодня».
Сергей Каменский