10 апреля 2009
10 апреля — День учителя математики
Педагогический марафон 2009
Как будет выглядеть экзаменационная работа 2010 года, учителя узнали на круглом столе «ЕГЭ-2010 по математике», где сам Алексей Львович и заведующий кафедрой математики МИОО Иван Ященко объясняли, чем вызвана необходимость модификации теста и чего можно ожидать в ближайшем будущем.
Прежде всего, ученикам больше не придется угадывать правильный ответ из предложенных вариантов. Часть А исчезнет из КИМов, поскольку, по мнению многих преподавателей, она меньше всего проверяет степень понимания предмета или владения каким-либо умением. Отныне все будет начинаться с части В, где школьнику придется найти числовой ответ на вопрос задания и записать его в пустых клеточках. Часть из этих вопросов будет ориентирована на проверку способности применять математические навыки в повседневной жизни, к примеру, понять, как измениться покупательная способность рубля в условиях инфляции.
Конечно, останутся и традиционные математические задания, и часть С со сложными вопросами, на которые и педагог-то не сразу ответит. Что ж, раз пока экзамен у нас один для всех (Алексей Семенов, кстати, не уверен, что это лучший выход), значит, в нем должны быть и очень простые (но не глупые и не примитивные!) задания для тех, кому математика понадобится в будущем лишь для бытовых нужд, и очень сложные - для тех, кто мечтает о физ-техе и большой науке. Второе важное нововведение, которое ждет выпускников следующего года - сокращение количества заданий.
Следовательно, ученику больше не надо судорожно ставить крестики, мчатся вперед, не успевая даже толком прочитать вопрос. Теперь у него есть время подумать, проверить себя.
Изменения в структуре теста требуют другой системы оценивания. Теперь в аттестате выпускника будет стоять годовая оценка, выставленная школьным учителем, если, конечно, тест пройден хотя бы на «удовлетворительно». Баллы сертификата будут иметь значение только для абитуриентов, поступающих в профильные вузы. Именно они станут усердно решать задачки части С на факультативах и дополнительных занятиях. А все остальные спокойно и с удовольствием освоят базовый курс на уроках и даже получат приличные годовые отметки за хорошую работу. А не постыдные «тройки» только из-за того, что ты по натуре гуманитарий и у тебя нет ни сил, ни желания в 11-м классе сидеть сутками над задачниками.
И еще одна хорошая новость: с будущего года банк экзаменационных заданий станет открытым (как принято поступать во многих странах мира). Отныне их можно будет увидеть заранее. Вовремя заметить некорректные формулировки и ошибки. А главное - не бояться неожиданностей на экзамене. Уже в мае пробные контрольные для десятого класса пройдут по новым демо-версиям. У педагогов будет в запасе целый год, чтобы самим разобраться в деталях новых КИМов, подготовить детей. Тем более что команда Семенова обещала тщательно подготовить все, что может понадобиться учителю для эффективной работы: методические пособия, задачники, систему повышения квалификации. «Чтобы жизнь текла плавно, даже при резком переходе».
Несмотря на всю важность проблемы ЕГЭ (об особенностях нового экзамена для 9 класса рассказывала Людмила Кузнецова в рамках круглого стола «ГИА-9 по алгебре: специфика экзамена, результаты прошлого года, методика подготовки»), учителя нашли время обменяться опытом, поделиться своими профессиональными находками. Невозможно было протиснуться в зал, где под руководством Андрея Семенова, заведующего лабораторией МИОО, проходила творческая мастерская «Калейдоскоп педагогических идей».
Учителя Москвы делились с коллегами интересными идеями, приемами. В соседнем кабинете шли открытые уроки (с участием живых детей!) по статистике и теории вероятности. Оказывается, это тоже входит в курс математики. Причем в западных школах подобным темам уделяется гораздо больше внимания, заметил Иван Высоцкий, заведующий лабораторией МИОО, поскольку детям важно понять, какова роль случайности в жизни, какие факты следует учесть, чтобы сделать обоснованный вывод. Обрабатывая статистические данные, касающиеся процента погибших в автомобильных авариях пристегнутых и не пристегнутых водителей, устанавливая связь между продолжительностью жизни и курением, подростки делают для себя практические выводы, а также чувствуют, насколько связана сама абстрактная наука - математика с очень конкретными житейскими проблемами.
«Проектной деятельности школьников по математике» был посвящен мастер-класс Елены Антоновой, заведующей кафедрой естественно-математического образования Владимирского ИПКРО. Об ученических исследованиях вели речь математики школы «Интеллектуал», уверяющие, что именно сейчас, весной, когда дети устали от бесконечных контрольных и проверочных работ, настало время для нестандартных задач, необычных вопросов и совсем не очевидных ответов.
Вообще задача разрушения стереотипов успешно решалась в течение всего Дня учителя математики. В самом деле, математикам удобнее действовать целенаправленно и осознанно, а не по привычке и не по приказу.
Людмила Печатникова