9 апреля 2009
9 апреля — День учителя физики
Педагогический марафон 2009
А начался День учителя физики с лекции сотрудников Федерального института педагогических измерений, кандидата педагогических наук Марины Демидовой и кандидата физико-математических наук Елены Камзеевой «ЕГЭ и ГИА: реальность, проблемы и перспективы». Выступающие обратили внимание участников марафона на то, что «в физике существует общая концепция диагностики учебных умений, которая уже реализуется на практике». К примеру, в Москве с этого года началась так называемая стартовая диагностика общеучебных умений. И теперь, согласно плану столичного Департамента образования, подготовку учеников 10-го класса будут проверять не «по предметам», а по интегрированным текстам. Это значит, что детям придется выполнять задания, которые требуют знания основ физики, химии и биологии, а также разнообразных «общеучебных умений».
Конечно, фундаментальное для физики умение - это умение решать задачи. И здесь, как констатировала Марина Демидова, «мы с нашими двумя часами в неделю многое потеряли. Сейчас у большой части ребят очень сильно развивается кратковременная память: дети готовы выучить и повторить чуть ли не целые параграфы, но у них серьезные проблемы с тем, чтобы что-то осознать и применить даже на элементарном уровне».
В этот момент прозвучали реплики с мест:
- За два часа невозможно подготовить к ЕГЭ по физике!
- Надо, как минимум, 5-6 часов.
«Количество выделенного на изучение предмета времени не соответствует задаче подготовки к ЕГЭ», - согласилась Марина Демидова.
Поэтому, как рассказала М. Демидова, было принято решение ввести в структуру каждой части ЕГЭ задания, которые по степени сложности соответствуют не профильному, а базовому уровню подготовки. Решив эти задания, ученик может набрать минимальное количество баллов, необходимое для сдачи Единого экзамена по физике. Надо только иметь в виду, что «базовые задания» есть во всех трех частях КИМов. Например, в части с развернутым ответом - это задание С1, которое надо решить в обязательном порядке, поскольку оно довольно простое, но тем не менее за его выполнение можно получить до 3 баллов».
Разработчики КИМов рекомендуют начать подготовку к ЕГЭ с инструктажа: «нужно запретить ребятам выходить через 40 минут после того, как они написали часть А. И еще: в последние годы в ЕГЭ появились так называемые качественные задачи, процент выполнения которых очень невысок, примерно 50%. Одна из трудностей здесь состоит в том, что четких требований к оформлению объяснений и рассуждений при сдаче экзамена по физике еще нет».
«Их еще предстоит выработать нам вместе с вами», - подчеркнула Марина Юрьевна. - «Поэтому просьба: внимательно читайте методические письма, которые мы публикуем в журнале «Физика», газете «Физика в школе», на сайте ФИПИ. Все новые типы качественных задач и их системы оценивания там подробно анализируется».
В это же время в Большом зале демонстрировались презентации творческих наработок педагогов под общим названием «ИТК на уроках физики».
Методист Северо-Восточного окружного управления образования Москвы Ирина Годова рассказала о возможностях применения интерактивной доски на уроках физики. Учитель физики школы № 23 Александр Долгушин - об интерактивных моделях различных явлений и механизмов (модель двигателя внутреннего сгорания, модель движения молекул в газе). Педагоги Многопрофильного технического лицея № 1501 Михаил и Ольга Болдаровы - о полезных интернет-сайтах. К примеру, на сайте «Рождественская физика» собраны материалы по проектно-исследовательской деятельности школьников, работе с одаренными детьми, подготовке к олимпиадам, внеклассной работе по физике. В частности, там есть «джентльменский набор олимпиадника», информация о том, как использовать материалы журнала «Квант», программы элективных курсов, а также физические сказки и физические детективы.
А на сайте лицея 1501 можно найти информацию о лицейском фестивале науки, научно-практической технической конференции школьников «Исследуем и проектируем» и многих других интересных событиях.
Понятно, что физика не может обойтись без математики, но и математики, оказывается, очень неравнодушны к физике по причине ее практической направленности. Во второй части дня научный сотрудник Математического института им. В.А. Стеклова Николай Андреев представил доклад «Математические этюды для уроков физики». Собственно, это был даже не доклад, а самый настоящий мастер-класс, проведенный в интерактивном режиме. Попробуйте, к примеру, догадаться, по какой линии физическое тело быстрее всего проедет из точки «А» в точку «Б» (если точка «А» расположена на некотором возвышении относительно точки «Б»)? Именно такую задачу предложил Николай Андреев учителям физики. Некоторые поспешили ответить, что это - прямая. А вот и неверно! На самом деле - по циклоиде. Кстати, эту задачу неправильно решил сам Галилео Галилей. Как вы думаете, какую версию ответа предложил знаменитый ученый?
Еще в этот день марафонцы получили массу ярких впечатлений, посетив спектакль театра занимательной науки «Его Величество эксперимент». Сначала юные экспериментаторы под руководством более опытного профессора (в роли профессора был сам руководитель театра занимательной физики Сергей Кириллов) попытались зажечь… огурец. Да-да, задача была поставлена именно так: добиться того, чтобы обычный соленый огурец засветился подобно электрической лампочке под воздействием… Впрочем, вопрос «под воздействием чего огурец может превратиться в лампочку?» изначально и поставил перед участниками марафона профессор, который вместе со своим юным помощником и разыграли это представление.
Чтобы аудитории было проще найти правильный ответ, профессор предложил ряд гипотез: посыпать огурец радиоактивными молекулами NaCl, вкрутить его в электрический патрон, поместить в сильное магнитное поле. И только после предварительной театральной имитации опыта профессор решился перейти к «реальному экспериментированию». Стоит ли говорить, что когда после такой подготовительный работы дошла очередь до экспериментов с настоящим огурцом, зажечь его удалось очень быстро.
Время марафона в этот день пролетело совершенно незаметно. И вот учителя один за другим стали направляться к выходу, а за входной дверью их ждал «Нанотракт».
Так что же там внутри? А там - педагоги оказывались в мире микроэлектроники и нанотехнологий, где могли наблюдать явления и процессы, которые они никогда раньше не видели. Что же это за явления? Это так называемая опалесценция лазерного луча на наночастицах серебра, эффект «памяти формы» (которым обладает нанокристаллический титаноникелевый сплав); это получение наночастиц золота, эксперименты с магнитной жидкостью, которая помогает доставлять лекарство «по назначению» в организме больного, это наноматериалы, обладающие необычными свойствами, например, способностью поглощать лучи радиолокаторов. Эти явления используются сегодня в медицине, строительстве, промышленном производстве, космических технологиях, опреснении морской воды, обеспечении медико-биологической защиты персонала и во многих других областях. А «Передвижной учебный класс» открывает для московских школьников возможность исследовать эти замечательные явления, и, таким образом, знакомиться с историей и современными тенденциями перспективного направления научного и технологического развития.
Как рассказала директор Дворца Творчества «Интеллект» Нина Рототаева, по заявкам педагогам «Нанотракт» может приехать в любую московскую школу и провести занятия с ребятами. Детали можно обговорить, позвонив по телефону: 366-54-85.
Анатолий ВИТКОВСКИЙ