Рейтинг@Mail.ru

15 апреля 2008

15 апреля — День учителя русского языка

Педагогический марафон 2008

В Большом зале яблоку упасть негде: Ирина Цыбулько, ведущий научный сотрудник Института педагогических измерений (ФИПИ), четыре часа подряд говорит об особенностях итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах.

«Все, что я сообщаю вам, висит на сайте ФИПИ, откройте, скачайте. Там же Методическое письмо Министерства образования и науки, составленное с учетом результатов экзаменов-2007. И потом: нет никаких принципиальных изменений в новых экзаменационных материалах!» - говорила ведущая, но аудитория жаждала комментариев из первых уст. Ведь «сверху видно все»!

Действительно, видны некоторые перекосы в работе учителей, например, доминирование письменных работ. Успеха нет, поскольку тесты устроены так, что выигрывают лишь те ученики, которые обучались всем видам речевой деятельности - слушанию, говорению, письму и чтению - в единстве. Это самая актуальная проблема.

И учительские хитрости видны: берут, например, дети пункт 8 из части «B» и переписывают его в часть «С». Массовое явление. Но в этом году такие повторы будут вычитаться из общего количества слов части «С». Или такая хитрость: учат «беспроигрышным» начальным и конечным предложениям для выполнения «С», шаблонам, но именно шаблонные фразы проверка приравнивает к списыванию. Ирина Цыбулько делилась впечатлениями от чтения части «С» работ стобалльников: «Они исключительно оригинальные, читаешь и хочешь немедленно встретиться и поговорить с автором, настолько живо написано».

В общем, все упреки учителей в том, что тесты требуют трафаретности мышления, отвергались. И часть «A» с выбором ответа всегда составляется с учетом анализа частотных ошибок предыдущего года, и часть «В» после компьютерной обработки перепроверяется глазами - не вся, лишь то, что вошло в выброс неправильных ответов: а вдруг пропустили нестандартно думающего ученика? Буквально: если ученик выбрал, что слово «по-дружески» образовано от «дружеский», он прав, хотя ответ, по мнению составителей, нестандартный.

Лектором резко пресекались вопросы о ЕГЭ-самодеятельности: верно лишь то, что есть на сайте ФИПИ, остальное от лукавого: и «пробные», и «диагностические», и «для 10 класса»… или от региональных служб, что одно и то же.

Основных тенденций развития ЕГЭ по русскому языку две: во-первых, со временем он будет уровневым, во-вторых, он будет коррелировать с ЕГЭ в 9 классе. Именно взаимодействовать, а не воспроизводить одну модель и одно содержание на разных уровнях сложности. Говоря о 9 классе, Ирина Цыбулько раскрывала демосистему оценивания работ девятиклассников. И хотя все нормативы носят рекомендательный характер, тенденция ясна: нормы более либеральные, проверяется прежде всего грамотность, ведь машина проверяет тут даже часть «С». Это диагностический тест, а не констатирующий.

Да, и еще: правило «плюс один балл» для двоечников в этом году сохраняется.

Между тем в какую аудиторию ни заглянешь - везде книжки про ЕГЭ, тревожные красно-желтые обложки, везде лекторы толкуют, как «готовить к части» такой-то. Там профессор Татьяна Пахнова из МГПУ говорит о речеведении, которое «не очень-то в учебнике освещается», и предлагает научить, как сделать плохой текст хорошим. А там учитель-практик Галина Егораева про типичные ошибки части «C» рассказывает. Распечаток не на всех хватило, люди чуть не плакали. И еще, и еще, и еще - о подготовке к ЕГЭ по разным УМК, с разными подходами. Есть даже учебники с готовыми бланками для ЕГЭ! Учительница из Казахстана вздыхает: «Мне ЕГЭ ни к чему, что же слушать?»

По счастью, случилась лекция про учебники Михаила Панова. Учитель Иван Громов из села Малышева Селивановского района Владимирской области рассказывал, как он увлекает ребят русским словообразованием. Известно как: будучи сам увлечен до чрезвычайности. «Это главное богатство нашего языка, его сила, его непредсказуемость, красота», - говорит учитель о теме, которая и не во всех учебниках-то освещается. У него дети сочиняют слова «на случай». От «аллеи», например, - аллейничать (гулять по аллее?), аллеизм (философское учение?) и так далее. У них в классе над доской слова Михаила Панова: «Смотреть языку в глаза…». Это ведь не то же, что готовить к части «C», правда?

Для немногочисленных энтузиастов прошла лекция про учебники под редакцией Генриетты Граник, профессора Психологического института РАО. Нынче идеи «образной грамматики», принципы воссоздающего воображения, все эти «синтаксические гуси» и «синтаксические матрешки», увы, непопулярны. Да и цель учебника - воспитать культурного человека - вряд ли созвучна предъявляемым к учителю требованиям. «Уходит из уроков русского языка все хорошее, творческое, человеческое», - вздыхала сидевшая рядом учительница.

Лекция «Языковые новшества: ошибка или изменение нормы» Ольги Северской, старшего научного сотрудника Института русского языка РАН, ведущей программы «Говорим по-русски» на «Эхо Москвы», была построена именно под учителя-словесника. Обсуждалась молодежная лексика, а также те ошибки словоупотребления, которые возникают из-за тиражирования неправильностей СМИ: дети мало читают, поэтому безоговорочно перенимают то, что слышат. Есть новые словари, которые не просто учат, но и объясняют, почему так говорить правильно, а так нет: например, новый словарь ударений Резниченко. А есть и разночтения. В двух академических словарях слово «считанный» предлагается то с двумя «н» писать, то с одной. Где правда? Высшая инстанция - Орфографическая комиссия в Институте русского языка имени Виноградова. На заметку: «шопинг» смело пишите без удвоения согласной, а «блоггер» - с удвоением. Вместо «SMS-сообщения» употребляйте существительное женского рода «эсэмэска». Это самая последняя кодификация.

Людмила Кожурина

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон