Рейтинг@Mail.ru

23 марта 2018

День школьной администрации, школьного психолога, классного руководителя и тьютора Российская Федерация

Педагогический марафон 2018

Лекций и семинаров как всегда подготовили много, выбрать из них лишь три было непросто, а посетить все – невозможно. Свое путешествие я начала с дискуссионной площадки – так мне показалось проще понять настроения, царящие в современных школах. Профессор кафедры риторики и культуры речи, помощник проректора по учебно-методической работе МПГУ Елена Ленвладовна Ерохина, проректор по учебно-методической работе, доктор филологических наук, профессор Людмила Александровна Трубина и главный редактор ИД «Первое сентября», вице-президент корпорации «Российский учебник» Артем Симонович Соловейчик пригласили руководство школ поговорить о том, чему и как требуется учить современного учителя. Чтобы обсуждать такую тему, нужно понимать, что собой представляет учитель сегодня, какие вызовы предъявляет современность педагогу, каких компетенций от него ждет. На всех участников учебного процесса влияют изменения. Они проявляются в детях, в подходе, в способах обучения. Инклюзивное образование и цифровая среда накладывают на учителей обязательства – важно соответствовать изменяющейся среде. В этой связи интересными показались результаты опроса студентов педвуза и профессиональных учителей о необходимых, на их взгляд, компетенциях современного педагога. Исследования представил учитель географии и магистрант университета Иван Николаевич Ширяев. Опрошенные им и его командой студенты считают, что главные для учителя – коммуникативные и информационные компетенции. Представители администрации школ высказали другое мнение, обозначив главными правовые компетенции. Общая же картина такая: на первом месте – коммуникативные компетенции, дальше следуют самоменеджемент, информационная, правовая и управленческая компетенции. Отдельное место занимает оценочная компетенция, которую, по мнению профессионалов, обязательно нужно иметь в виду. Участники дискуссионной площадки определялись, что такое современная школа. Прозвучало мнение о необходимости обучать будущих и молодых учителей практической работе, в частности, работе с родителями. Подняли тему о концепции воспитания. И, конечно, вопрос, связанный с основной темой площадки: чему учить уже опытного учителя? По мнению Артема Соловейчика, отвечая на такой вопрос, имеет смысл задуматься о менеджменте учителя и о новых перспективах образования. Кроме того, глава Издательского дома «Первое сентября» обратил внимание собравшихся на огромный выбор методической литературы. Разнообразие книг представляет теперь учителю выбор и в подходе к обучению школьников, и в направлениях собственного развития. Психологи на марафоне обычно особенно активны. В аудиториях, где проходили подготовленные для них мероприятия, было многолюдно, а на мастер-классе от Образовательного центра «Филиппок» и вовсе не протолкнуться. «Филиппок» на марафоне давно знают и любят. В этот раз говорили о ресурсах стрессоустойчивости: психотехнологии восстановления жизненных сил и адаптационной энергии в саморегуляции эмоционального состояния, проведение тренингов с различными возрастными группами. Специалисты центра Людмила Анатольевна Ерохина и Елена Семеновна Ефимова заряжали коллег силой и задором. Напоминали о необходимости разгрузки, особенно для учителей. Способы такой разгрузки различные. Помимо незаменимых для профессионалов встреч с коллегами и постоянного повышения квалификации, лекторы отмечали важность регулярного общения с друзьями и исполнения своих желаний. В самом же Образовательном центре раз в месяц устраивают лаборатории для поддержки друг друга, на которые ждут всех желающих. Кандидат психологических наук Елена Борисовна Пучкова представляла кафедру психологии труда и психологического консультирования МПГУ, которой она руководит. Лекция Елены Борисовны «Психологическая безопасность школьников в интернет-пространстве» оказалась тоже весьма востребованной и собрала немало учителей и психологов. Елена Пучкова рассказала о состояниях, на которые обязательно надо реагировать вовремя. Напомнила правила безопасности детей в интернете, обратила внимание на то, что помогает ученикам не проваливаться в виртуальную реальность. Важно помнить, что безопасность обеспечивают не запреты, а обучение, разъяснение правил и направление исследований в позитивное русло. Современные реалии такие, что мы (а особенно дети) уже перестали различать границы между реальным и виртуальным миром. Что бы мы ни делали, можем между делом найти нужную информацию, отправить сообщение в мессенджер, узнать маршрут или вызвать такси. Для ребенка все больше сливаются миры – реальный и виртуальный, при этом реальность в их глазах часто проигрывает. Вернуть ребенка в наш мир может взрослый. Взрослым нужно следить за состоянием, за чувствами ребенка в цифровом пространстве. О чувствах и состояниях, конечно, говорилось много, ведь 23 марта на марафоне собрались психологи. От кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии тоже была подготовлена лекция, ее прочла кандидат психологических наук, старший преподаватель Татьяна Валерьевна Алексеенко. Тема звучала так: «Методы коррекции поведения детей и подростков». Здесь подробно разобрали «проблемное поведение» детей, условно поделенное на типы и синдромы. По каждому из них Татьяна Валерьевна указала приемы коррекции. Большинство сводится к вере в ребенка, к поиску его сильных качеств, поддержке и поощрении. Кажется, этот рецепт способен творить невероятное. На многих лекциях и мастер-классах размышляли о современных школьниках. Наряду с мнением, что дети не меняются, все же отличие нового поколения невозможно не отметить. Например, что современные ребята не хотят взрослеть, что они отличаются повышенной ранимостью и обидчивостью. При обучении для них важны скорость и многозадачность. Восприятию помогает инфографика. И, учитывая насыщенность доступной им информации, вызывать постоянный интерес у детей – ключ учителя к успеху. Из-за личной заинтересованности темой подростков, я не могла оторваться от этой беседы, впрочем, как и другие участники, которых в аудитории было очень много. Нет смысла перечислять все, о чем говорили люди, определяющие направление развития школ и изо всех сил поддерживающие в учебных заведениях добрую, продуктивную атмосферу. Интересующиеся могут ознакомиться с программой и, заинтересовавшись, следить за новыми мероприятиями и становиться их участниками. Было и домашнее задание. Лекция «Приручение домашнего задания, или как заставить домашнее задание работать не себя» собрала много слушателей. Во вступительном слове к лекции Артем Симонович Соловейчик поделился с немалой частью интересующихся темой домашних заданий педагогов собственным опытом. Он рассказал, как одно домашнее задание по физике, с которым он столкнулся, будучи учеником, стало началом его настоящей учебы. Ученик Соловейчик так и не достиг стандартного результата – точного ответа, но поддержка учителя в том, что все действия ученика были логичными и правильными, дала толчок для развития. «Все задания – повод для взаимодействия с ребенком, – уверен Артем Симонович. – Надо решать те задачи, которые нужны детям». Поиском таких задач и занимаются учителя, для которых уже в который раз проводится Марафон учебных предметов. Ольга Хотимская

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон