Рейтинг@Mail.ru

6 апреля 2017

День учителя биологии Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

ВПР по биологии для пятиклассников пока внове, ее сдают по желанию. На лекции «Всероссийская проверочная работа по биологии в 5 классе в 2017 году» учителя-практики Наталья Балакина и Светлана Липина поделились с коллегами своими наработками и напомнили о том, что проверочные работы проводятся с целью мониторинга подготовки школьников. По их результатам будет исследован уровень достижений в предметной и метапредметной области, а значит, учителя смогут корректировать способы своей работы в соответствии с объективными результатами.

Ведущие подчеркнули, что не предполагается оценивать работу учителей и школ по результатам ВПР. Надо сказать, что участники Марафона приняли эти заверения, мягко говоря, скептически. Большинство собравшихся в аудитории громко высказывались о том, что за один час биологии в неделю почти невозможно дать объем знаний, требуемый для выполнения ВПР. Наталья Балакина парировала: «Значит, вам есть над чем работать» и продолжила говорить о том, что задания выстроены в русле системно-деятельностного и компетентностного подхода. В лекции прозвучал анализ структуры и содержания работы из восьми заданий. Были предложены сценарии выполнения заданий и характеристики ключевых моментов разных типов заданий с комментариями: какие компетенции ученика в них проверяются.

О перспективах введения ВПР, причем не только в пятом, но и в старших классах, упоминала и Анастасия Кириленко, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 3» (г. Аксай, Ростовская область), победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2008 и 2015 гг. Участники Марафона поддержали ее в том, что проверочная работа заставит старшеклассников, не сдающих ЕГЭ по биологии, обращать на этот предмет больше внимания.

Но основная часть лекции «Особенности преподавания биологии с учетом содержания и формата ГИА» была посвящена особенностям методических приемов и организации занятий таким образом, чтобы ученики с интересом и пользой изучали биологические дисциплины. И при этом показывали хорошие результаты на итоговых испытаниях. Анастасия Анатольевна предлагала коллегам различные увлекательные формы работы, которые на материале биологии дают возможность совершенствовать метапредметные умения. Например, игру, в ходе которой дети учатся задавать содержательные вопросы, классифицировать, анализировать: ученик получает карточку с каким-то биологическим понятием, остальные задают ему вопросы. Отвечать можно «да», «нет», «и да, и нет» и по ответам нужно вычислить понятие. Учитель комментирует, насколько удачно сформулированы вопросы.

Это действительно один из насущных вопросов: как организовать изучение биологии, чтобы процесс был увлекательным. Особенно когда речь идет о подростках. За ответом на него участники Марафона пришли на лекцию «Особенности преподавания биологии в 7классах в современных условиях», где Жанна Гаврилова, заведующая редакцией биологии ЦЕНО, предложила учителям множество оригинальных дидактических идей, таких, например, как разные способы изучения тем в группах. И закончила встречу напоминанием: «Решение сложных задач доставляет удовольствие мозгу!».

При этом хорошо, когда удовольствие позволяет еще и достигать желаемых результатов. О предстоящих экзаменационных сложностях хотели узнать практически все участники дня биологии. На лекции «Особенности подготовки к ОГЭ по биологии в 2017 году» Николай Богданов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ, проанализировал структуру вариантов ОГЭ. Большой интерес учителя проявили к пояснениям, какие темы вызывают трудности, каковы типичные ошибки, что требуется для их преодоления. Ведущий напомнил коллегам, что, даже прекрасно зная предмет, ученик может, например, невнимательно прочитать задание, или не уметь выделить главное, или не иметь навыка использования своих знаний. На эти составляющие нужно обращать отдельное внимание.

Завершила список рекомендаций лекция «Особенности ЕГЭ по биологии в 2017 году», которую прочитала Рената Петросова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии МПГУ. Она проконсультировала собравшихся относительно того, сколько баллов ученик получает за разные варианты ответов, в каких заданиях важна последовательность, как работать с рисунками, таблицами, какие вопросы возникали при обсуждении демонстрационного варианта, как объяснить логику поиска правильного ответа. И, что очень важно, как нужно формулировать ответ, чтобы он был принят как верный.

Информацию о Дне учителя биологии смотрите на сайте: марафон.1сентября/2017-04-06-1529436#section-15

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон