Рейтинг@Mail.ru

4 апреля 2017

День учителя географии Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Доктор педагогических наук, и.о зав.кафедрой методики преподавания географии географического факультета МПГУ Елена Александровна Таможняя, рассказывая о курсе «География России» в рамках новой Концепции географического образования делилась практическим опытом. Например, о том, какие виды лекций она применяет при обучении своих учеников: лекция вдвоем, лекция-ситуация, лекция-интервью, лекция-провокация, лекция-пресс-конференция, лекция-шоу (иллюстрация). Нестандартные способы преподавания с использованием дискуссии, по утверждению Елены Александровны, очень подходят для учеников 7-9 классов и стимулируют у них творчество, помогают докопаться до истины, повышают мотивацию, освобождают от эгоистичного общения и оказываются полезным еще во множестве вещей. Большинство участников Дня учителя географии собрались в этой аудитории и с удовольствием слушали рассказ. Говоря о проекте концепции географического образования в РФ, который был представлен в ноябре прошлого года на Всероссийском съезде учителей географии, Таможняя отметила, что красной нитью по этому документу проходит необходимость патриотического воспитания в школе. Напомнила коллегам, что через изучение особенностей своего региона эта задача прекрасно решается. Призвав отходить от стереотипного восприятия регионов, которое присуще детям школьного возраста, Елена Александровна рассказала и о нестандартных способах освоения этой темы.

Важность изучения особенностей регионов и их восприятия, похоже, действительно является актуальной на уроках географии. Говоря о трансформации акцентов в страноведческом содержании курса «Экономическая и социальная география мира», доктор педагогических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, автор УМК «География 10-11 класс. Базовый и углубленный уровень», Ольга Александровна Бахчиева тоже уделила этому вопросу время на своей лекции. Она отметила, что в части региональной географии существуют напряжение, поэтому необходимо систематизировать применение приемов формирования географического образования.

Дмитрий Леонидович Лопатников, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии имени В.П.Максаковского, рассказывал о Транснациональных корпорациях мира (ТНК). Об истории, сути, отличии ТНК от МНК (многонациональных компаний), какую роль играют ТНК в современном мире. Лектор особенно отметил, что понимание роли ТНК важно, поскольку мир сегодня - единая планетарная эволюционирующая экономико-географическая система.

Раздел экономической географии раскрывали также доцент кафедры географии мирового хозяйства МГУ им. Ломоносова Дмитрий Викторович Заяц, который ознакомил коллег с «Комплексной оценкой природно-ресурсного потенциала России и его места в мировых рейтингах» и доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Академии социального управления (АСОУ), автор учебников и пособий для учащихся и учителей географии, атласов и хрестоматий Александр Павлович Кузнецов - он рассказал о современных мирохозяйственных связях и особенностях их изучения в средней школе.

Интерес географов вызвали учебные материалы для изучения предмета. Демонстрировались как традиционные пособия, так и электронные. Доцент кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО Максим Сергеевич Соловьев продемонстрировал электронные пособия: наглядные географические и интерактивные карты, с помощью которых можно работать в классе и на индивидуальных устройствах. Такие карты понятны современным школьникам, привыкшим пользоваться цифровой информацией. Кроме того, можно уделять особое внимание деталям, выделяя необходимое. Максим Сергеевич подчеркнул, что пользование интерактивными материалами должно проходить параллельно с работой с традиционными контурными картами, атласами и другими пособиями.

Буквально по соседству речь велась о более традиционных материалах. С педагогическими возможностями УМК «Сферы» издательства "Просвещение" как инновационной образовательной среды познакомила учителей географии заместитель руководителя Центра «Сферы» издательства Елизавета Ярославна Щеглова. Для практической работы в рамках «Сферы» «Просвещение» предлагает отдельно тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер и атлас. Каждое из пособий решает собственную задачу. В пособиях, помимо работы с картами, можно проследить связь с биологией, например (с помощью геохронологической шкалы расположенной под картой); отследить не только природные, но и климатические пояса; при изучении океанов, посмотреть строение дна мирового океана; закрепляя тему «население» увидеть численность городского населения или соотношение мужчин и женщин. Ознакомиться с УМС и скачать их можно на сайте «Сферы» (spheres.ru/).

Самой яркой и познавательной, на мой взгляд, получилась лекция доцента кафедры физической географии и геоэколоии географического факультета МПГУ Татьяны Леонидовны Смоктунович. Она рассказывала о памятниках Всемирного наследия ЮНЕСКО, делилась собственными впечатлениями от путешествий и показывала захватывающие кадры различных уголков мира во всем своем многообразии. Галапагосские острова, Большой карьерный риф, Аахен, Сен-Мишель, Краков, Мачу-Пикчу и многое другое - как в красочном фильме предстали перед глазами аудитории, полностью забитой благодарными слушателями. Когда обзор основных «жемчужин» мира был завершен, зал единодушно попросил отдельного рассказа о прикрасах родной страны. И новое путешествие: по Байкалу, Камчатке, Коми, Уралу, Алтаю… Везде захотелось побывать, все осмотреть, ко всему прикоснуться. Окончание лекции было ознаменовано бурными овациями.

Информацию о Дне учителя географии на сайте: марафон.1сентября.рф/2017-04-04-1529436#section-14

Ольга Хотимская

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон